В мировой практике снижение национальной валюты ведет к росту экспорта, но в России дела обстоят иначе. "Исторически так сложилось, что падение сырьевого экспорта практически всегда тянет за собой и несырьевой. А ослабление рубля не помогает его стимулировать. В природе этого явления нам еще предстоит разобраться", - сказал представитель АЦВТ.
Несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ), по подсчетам центра, снизится на 12% по результатам апреля-июня 2020 года. Обычно драйвером роста является агропромышленный сектор, но к лету его вклад в ННЭ традиционно сокращается. Экспорт продукции машиностроения и химпрома к лету, наоборот, обычно растет, но уже больше года он на спаде или в стагнации.
Согласно проекту плана по восстановлению экономики, к концу 2021 года рост ННЭ должен быть не менее 5%. Показатель может быть гораздо больше, считает Юрий Шурыгин, исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров, с учетом ожидаемых низких результатов в этом году. Общий объем экспорта может сократиться на 36,9% по сравнению с 2019 годом - такую оценку представило минэкономразвития в обновленном прогнозе социально-экономического развития до 2023 года.
Для большинства экспортеров тема поставок за рубеж отошла на второй план, говорит Шурыгин. Однако к концу лета ассоциация ожидает восстановления экспортного потока.
Активность экспортеров отмечают в Российском экспортном центре (РЭЦ). "Кратно вырос запрос на поиск партнера за рубежом - за 4 месяца 2020 года количество таких услуг выросло на 140%", - рассказал Станислав Георгиевский, вице-президент РЭЦ.
Прогноз по экспорту может быть пересчитан, так как ситуация постоянно меняется, говорят в АЦВТ.