Погода после дождливой недели была непривычно солнечная, и хотя COVID-19 недолюбливает ультрафиолет, организаторы сделали все, чтобы вирусу в этот день на главной площади страны было совсем уж неуютно: входы на фестиваль оборудовали тепловизорами, строго следили за соблюдением перчаточно-масочного режима и максимально широко расставили кресла перед сценой. С непривычки это смотрелось немного странно, но, возможно, в таком гибридном, пограничном режиме между нормальной жизнью и карантином, нам предстоит жить еще долго.
В таком же гибридном режиме прошла и сама церемония: из членов жюри на Красной площади физически присутствовали его председатель, а по совместительству главный редактор журнала "Юность" Сергей Шаргунов - ему же выпала честь вести церемонию, - а также Майя Кучерская и Вера Полозкова. Тимур Кибиров и Юлия Гумен участвовали онлайн: трансляция с их участием была выведена на экран за спиной Шаргунова - вместе со счастливыми лицами финалистов.
Первые спикеры также подключились по видеосвязи: ими стали члены Наблюдательного совета премии, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кореи в РФ Ли Сок Пэ и специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. "Холерная Болдинская осень стала огромным событием русской литературной жизни, - сказал Швыдкой, отмечая, что нечто подобное пережили этой весной финалисты премии. - И я уверен, что сегодня в нашу литературную жизнь вступают яркие талантливые писатели. Всем удачи!"
Ну а затем Шаргунов приветствовал собравшихся на Красной площади уже лично. "2312 - представьте себе такое количество человек на этой сцене", - начал он. А ведь именно столько соискателей в этом сезоне приютила премия. Всем им от 15 до 35 лет, все они прямо сейчас создают литературу на русском языке - и все они так или иначе поучаствовали в "первом культурном событии в мире после пандемии". "Будет, что рассказать внукам", - заключил ведущий. Отдельно он отметил финалистов: "Все они - скажу, не заглядывая в бумажку, от чистого сердца - талантливы".
"Мы тут репетировали по Зуму, и оказалось - мне, для того чтобы зачитывать биографии наших претендентов, необходимо обладать навыками скорочтения. Это отчасти будет такой рэп, но я буду стараться" - предупредил Шаргунов и начал представлять финалистов, зачитывая их краткие биографии. Попадались в этих анкетах и довольно забавные факты: выяснилось, что Сергея Кубрина называют "ДиКаприо премии "Лицей" - он "…в четвертый раз в шорте, но, кажется, единственный, кто не желает себе победы - говорит, что никуда не торопится".
Главред "Юности" отметил, что ему было особенно интересно иметь дело с прозой: "Ребята по-хозяйски цепко оглядывают жизнь. Мне кажется, в настоящей литературе очень важна смелость - и здесь есть эта безоглядная смелость". Царящее среди финалистов разнообразие также не ускользнуло от редакторского взгляда: "И стилистическая простота, и авангардные эксперименты", да и тематически тексты финалистов оказались по-хорошему разнородны.
Следом впечатлениями дистанционно поделился Тимур Кибиров: "Пожалуй, главное мое впечатление и удивление - необычайно высокий профессионалный уровень ребят <…> Я и мои ровесники в их возрасте писали несравненно беспомощнее и смешнее". И тут же объявил бронзового призера среди поэтов - им стал Борис Пейгин; "Он идет против течения, не поддается повальному увлечению верлибром, и продолжает совершенствовать регулярный русский стих".
Далее на сцену поднялась Вера Полозкова. "Ты прочитала полторы тысячи страниц - не жалеешь что с нами связалась?" - на всякий случай уточнил Шаргунов. Вера заверила, что не жалеет и объявила собравшимся, что второе место заняла Евгения Ульянкина. "Это была самая короткая подборка, и ни одного лишнего слова в ней не было" - похвалила Полозкова лауреатку.
Ну а победителя среди поэтов озвучил президент "Эксмо-АСТ" Олег Новиков: им в этом году стала Александра Шалашова.
Следом на сцене появилась лауреатка первого лицейского сезона Дана Курская и подарила участнику конкурса Дмитрию Ларионову издание книги в своем издательстве "Стеклограф".
Курскую сменил писатель Андрей Рубанов, вручивший специальные дипломы журнала "Юность": поэтический диплом получила Мария Малиновская ("за драматичную достоверность изображений всемирной отзывчивости"), а прозаический - Вера Богданова.
Генеральный директор ИД "Аргументы и Факты" Руслан Новиков также вручил две специальные награды от своего издательства - "Слова на вес золота". Их получили Алина Гатина из стана прозаиков и Борис Пейгин из цеха поэтов. "За то время, что мы были в вынужденной самоизоляции, мы заново научились читать. Появился голод, и хорошо что книжные открылись, и хорошо, что есть новые молодые авторы, потому что этот голод надо утолять", - добавил Руслан.
Литературный агент Юлия Гумен, представляя победительницу, занявшую третье место среди прозаиков, немного потянула интригу: "Это текст молодой, задорный, и что особенно важно, полный юмора…" Оказалось, что речь идет о Екатерине Какуриной и ее романе "Маркетолог от Бога".
Появившуюся следом на сцене Майю Кучерскую Шаргунов тут же спросил: можно ли научить человека быть писателем? Вопрос логичный, ведь Майя - не только писатель и профессор ВШЭ, но и создательнница Creative Writing School. "Конечно, без таланта никуда не дойдешь, но путь на эту сцену будет куда быстрее, если ты учишься", - ответила Майя. Лауреат второй степени среди прозаиков, по ее словам, вызвал меньше всего споров среди жюри. "Это рассказы крепко сбитые, это рассказы во многом автобиографические, это рассказы смелые. <…> Но - я преподаватель, я не могу без поучений - хорошо бы двинуться в сторону обретения зазора между героем и между самим автором". Этот совет адресовался Сергею Кубрину, "ДиКаприо" премии "Лицей", следователю из Пензы.
Член Наблюдательного совета, генеральный директор одного из спонсоров "Лицея", компании АО "ЛОТТЕ РУС", Ким Тэ Хон коротко напутствовал молодых писателей с экрана ("Дерзайте!") и передал слово председателю наблюдательного совета премии и президенту Российского книжного союза Сергею Степашину.
Сергей Степашин отметил, что нет худа без добра: "Когда случилась эта беда, пандемия, 600 писателей и поэтов, тех, кто связан каким-то образом с книгой написали воззвание к правительству… [c просьбой о поддержке книжной отрасли]. Многие бы из них руки друг другу не подали в обычной жизни, но они объединились во имя книги". А следом озвучил небольшой поэтический экспромт по мотивам Пушкина ("пусть он только, ради Бога, меня простит"): "Товарищ, верь, взойдет она, / звезда пленительного счастья, / и на обломках пандемии / напишут ваши имена".
"А теперь заветный конверт…" - продолжил Шаргунов. "Да не конверт заветный, а писатель", - поправил Степашин. Заветным писателем, получившим главную прозаическую награду "Лицея" в этом году, оказался Ринат Газизов со сборником рассказов "Отправление" - "сложная, утонченная, где-то экспериментальная проза", как аттестовал его Шаргунов. Победитель, к слову, болел за Веру Богданову: "По-моему, она лучшая".
Завершилась церемония традиционной совместной фотографией: в кадр попали и те, кто был в этот день на площади, и те, кто присутствовал онлайн, - техника, к счастью, позволяет.
Полную версию текста читайте на портале "Год Литературы"