- Этой ситуации никто не ожидал и не прогнозировал, а если скажет, что прогнозировал, то он соврет, - рассказывает Олег, он один из руководителей крупного загородного клуба в Приозерском районе Ленобласти.
По словам предпринимателя, на спрос участники рынка отреагировали по-разному: кто-то резко повысил цены, кто-то сохранил их на уровне прошлого года, но прибыль от этого упала. Базы и клубы не могут продавать дополнительные услуги. Фактически от ажиотажного спроса выиграли в первую очередь те объекты, где изначально не было ни кухни, ни спортзалов, ни спа. Они в условиях ограничений работают как обычно: туристы приезжают со своими продуктами, сами готовят на кухнях в домиках или жарят шашлыки.
- Значительное количество отдельно стоящих коттеджей забронировано до конца августа. Причем это достаточно дорогие объекты. Аренда одного добротного коттеджа в месяц обходится в сумму порядка 150 тысяч рублей, хотя, конечно, при аренде сразу на несколько месяцев можно добиться скидки в 25-30 процентов, но я знаю, что по отдельным объектам суммы достигают и миллиона рублей, - сообщила "РГ" генеральный директор турфирмы Лариса Каширова.
Большое количество коттеджей забронировано до конца августа. Причем даже самые дорогие
Каширова давно сотрудничает с базами отдыха Ленинградской области. В прошлые годы она привозила сюда на отдых иностранных туристов. Особенно любили ездить на базы китайцы. В этом году компания пытается привлекать на базы индивидуальных отдыхающих. Своего рода новшество - раньше туркомпании не особо вмешивались в этот сегмент. Но сейчас, как говорит Каширова, другого выхода нет - групповых туров сегодня не организуют.
Фактически туркомпании на этой ниве пытаются конкурировать с сайтами-агрегаторами, через которые происходит большинство бронирований мест на базах. Как при работе с туркомпаниями, так и при заказе с сайта владелец базы платит комиссию, она составляет около 20 процентов от суммы бронирования.
Особого оптимизма от этой ситуации Каширова не испытывает, конкуренция с сайтами серьезная, выдержать ее отдельные туркомпании не могут, да и не привыкли индивидуальные туристы, которые ищут уютный домик на пару недель, обращаться в фирмы.
В комитете по туризму Ленобласти пару недель назад прогнозировали, что заполняемость на базах отдыха по итогам сезона составит около 65 процентов.
Тем не менее, текущая ситуация такова, что с большой вероятностью реальная заполняемость окажется выше. В Ленинградской областной торгово-промышленной палате также настроены оптимистично.
- Ажиотажный спрос смог в непростые времена серьезно поддержать сегмент загородного отдыха, - считает Игорь Муравьев, исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты.
Смогут ли предприниматели вообще закончить сезон без снижения прибыли - большой вопрос. Дело в том, что летом основные деньги базам приносили не отдыхающие, а корпоративы, свадьбы и тим-билдинги.
Но самое главное, участники рынка прекрасно понимают, что зависят от границ и общей эпидемиологической ситуации. Когда откроются мировые курорты, базам Ленобласти сложно будет конкурировать с ними за кошельки петербуржцев и может произойти сильный отток, когда состоятельные люди поедут за рубеж, а те, кто раньше, пусть с некоторым скрипом, но мог позволить себе отдых на базе, останутся дома.