Крымские рестораторы после открытия пересмотрели цены и меню

В Крыму 1 июня открылись заведения общественного питания, в которых есть возможность обслуживать клиентов на летних открытых площадках. Чтобы остаться на плаву, рестораны и кафе вынуждены пересматривать ценовую политику, меню, ассортимент продукции, предлагаемый поставщиками.
Алексей Мальгавко/РИА Новости

В центре Симферополя в обеденный перерыв на открытых террасах кафе и ресторанов многолюдно. Столы расставлены с соблюдением социальной дистанции, при входе установлены стойки с антибактериальными средствами. Официанты обслуживают клиентов в перчатках и масках. Возле заведений общепита, которые работают только навынос, - очередь. Молодежь покупает кофе, пиццу, выпечку и располагается с едой на скамейках. Кофейни привлекают посетителей акциями: два кофе по цене одного, кофе плюс круассан за полцены и так далее.

Ожили летние площадки и в курортных городах.

- Мы открыли летние террасы нашего ресторана, кофейни и кафе 1 июня. Вышли новые рекомендации Роспотребнадзора, которые мы поддерживаем и одобряем, поскольку выполнить их реально. Площадь террасы ресторана увеличили в два раза, это не противоречит предписаниям Роспотребнадзора. В новых рекомендациях не ограничено количество столов на террасе и число человек, сидящих за ними. Между столами должно быть расстояние 1,5 метра, у нас - два метра, - рассказывает генеральный директор курортного комплекса "Алые паруса" в Феодосии Анна Нерозина.

В первый день все столики были заняты - за время самоизоляции люди соскучились по приятному времяпрепровождению.

По словам генерального директора курортного комплекса, учитывая сложившиеся условия и снижение доходов населения, пришлось искать новые идеи, а также изменить цены и ассортимент кофейни.

- Мы пересмотрели отношения с поставщиками, пытаясь снизить цены, но не качество. В результате удалось снизить цены практически в два раза. Кофе стал очень доступным. Это, наверное, беспрецедентный случай, когда в кафе отеля уровня четыре звезды на набережной продают кофе за 60-80 рублей, как в обычных маленьких кофейнях. Пересмотрели подход к десертам, оставив самые доступные по цене, и стали продавать вкусные и недорогие пирожки. В последних числах мая, еще до открытия летних террас, кофейня вышла на докоронакризисный оборот, - говорит Анна Нерозина.

В Севастополе, по словам инициатора проектов "Поддержи местного" и "В Крым с вилкой и штопором" Татьяны Большаковой, все рестораны и кафе, где были летние террасы, уже открыты.

- Посетители есть. В некоторых заведениях стало меньше столов на террасе из-за требований Роспотребнадзора соблюдать дистанцию. Поэтому там столики надо бронировать заранее, - отмечает Татьяна Большакова.

После введения режима повышенной готовности и запрета на обслуживание клиентов в зале, у тех, кто смог переориентироваться на доставку готовых блюд, обороты сократились на 50 процентов. С открытием летних террас рестораторы воспряли духом.

Как переживет это время отрасль общественного питания, во многом зависит от местных властей. Глава республики Сергей Аксенов, чтобы упростить работу предпринимателям, пообещал, что крымское правительство подготовит нормативный акт, опираясь на который муниципалитеты смогут предоставлять земельные участки для летних площадок по отдельной бесконкурсной процедуре.

Владелец кофеен "GOOD DAY" в Джанкое и Красноперекопске Антон Абрамов сумел сохранить все свои кафе и планирует расширение сети. В 2019-м его кофейня была признана лучшим нестационарным торговым объектом в конкурсе Минпромторга "Торговля России".

Предприниматель признается: апрель-май был сложным для бизнеса, перед новым годом он открыл кофейню в Красноперекопске, а через пару месяцев - режим повышенной готовности и самоизоляция. Больших сбережений не было.

- Все это случилось неожиданно, мы поддались панике и закрылись на месяц, о чем потом пожалели. Надо было продолжать работать на вынос. Сотрудники с пониманием отнеслись к ситуации. За этот месяц сделали ремонт в помещении, занялись обучением персонала. 1 мая мы открылись, и клиенты к нам вернулись, - рассказывает Антон Абрамов.

По его словам, очень помогли администрации Джанкоя и Красноперекопска, которые пошли навстречу и отменили в апреле арендную плату за нестационарные торговые объекты.

- Работаем только на вынос, летней террасы нет. В Джанкое наша кофейня находится в парковой зоне, и администрация разрешила нам на пару недель поставить несколько столиков с соблюдением требований Роспотребнадзора. В Красноперекопске нам пока это не позволили, - говорит Антон Абрамов.

По словам предпринимателя, ему удалось сохранить весь штат сотрудников. Но он не получит субсидию на выплату зарплаты, хотя эта сфера и признана пострадавшей.

- Когда-то я занимался сдачей собственного имущества в аренду, позже - кофейным бизнесом, - поясняет предприниматель.

Из-за этого получилось несовпадение реального вида деятельности с заявленной в уставных документах, как основная. Теперь рассчитывать на помощь государства не приходится.

Антон Абрамов работает над созданием франшизы. И планирует через пару месяцев открыть кофейню в Армянске.

Предприниматель намерен оптимизировать цены без потери качества.

- Поставщики повысили цены еще до начала пандемии. Мы любим наших клиентов и понимаем, что не только нам тяжело. Постараемся сдерживать цены и вводить социальные позиции - более доступный кофе. Повышать цены в нынешних условиях - неправильно, - считает Антон Абрамов.