10.06.2020 02:13
Поделиться

Медик из Киргизии разрабатывал диету космонавтам

Любовь Борисенко
Руководитель Международной академии традиционной и экспериментальной медицины, академик Оморбай Нарбеков стал лауреатом премии российской общественной программы "Национальное величие".

Имя доктора Оморбая Нарбекова было известно далеко за пределами его родной Киргизии с советских времен. При его участии разработаны десятки уникальных лекарственных препаратов, с помощью которых исцелились сотни страдающих различными недугами. Он и сегодня уверен, что человек может справиться с любой болезнью. Если, конечно, обратится за помощью к природе.

Как стать волшебником

Уверенность в целительной силе природы появилась в нем еще в детстве. Оморбай Нарбеков объясняет это тем, что многие его предки выбирали стезю врачевателей. Кто-то избавлял людей от зубной боли, кто-то отварами лечил грыжу и воспаления, а одна из бабушек была повитухой.

- Помню, когда был маленьким, отца скрутил сильнейший ревматизм, - вспоминает Оморбай Нарбеков. - Он лежал в постели почти месяц, и каждое движение было для него сильнейшей мукой. Однажды к нам пришел его родственник и предложил попробовать лечиться горячей целебной грязью. Через несколько сеансов недуг отступил и больше никогда не возвращался. Вот тогда я и подумал, что врачеватели - волшебники, и решил для себя во что бы то ни стало стать врачом и применять опыт лечения травами, который накопили древние целители.

После школы сомнений в выборе профессии не оставалось - медицинский институт, лечебный факультет. На протяжении всего курса обучения Оморбай Нарбеков не переставал изучать лекарственные травы Киргизии. Он исходил пешком практически весь Тянь-Шань и сегодня знает, где растет то или иное растение, как меняются его свойства в зависимости от географии. Например, та же полынь, растущая в Чуйской области, по своим целебным качествам существенно отличается от той, что собирают в Таласе.

В 1980-х годах в республике проходила выездная коллегия министерства здравоохранения СССР. Присутствовали на ней бывший в то время председателем совета министров Киргизской ССР Апас Джумагулов и специально прилетевший во Фрунзе глава ведомства академик Евгений Чазов. Когда заседание подходило к концу, Оморбай Нарбеков попросил три минуты для выступления. За это рекордно короткое время он сумел убедить Чазова в необходимости изучения воздействия трав и минералов на здоровье человека.

- У нас горный воздух, чистая родниковая и талая вода, произрастает несколько тысяч целебных растений, - привел Нарбеков свои аргументы. - Также я рассказал Чазову о древних рецептах кочевников.
Министра все это заинтересовало, и он разрешил - правда, в порядке исключения - открыть в республике экспериментальный институт, который занялся бы исследованиями в этом направлении.

Дары гор

В конце апреля 1986 года произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. Врачи всего Советского Союза пытались найти препараты, которые могли бы реально помочь людям, занимавшимся ликвидацией последствий аварии и получившим облучение. Доктор Оморбай Нарбеков предложил свой метод. Он применил для лечения лучевой болезни горный воск - мумие, представляющий собой смесь растительных и животных компонентов. Это вещество уже несколько веков знакомо народной медицине, им лечили от многих болезней. Также он предложил препараты, в основу которых входили горный мед и экстракты целебных трав. Их называли "Тянь-Шань, дающий жизнь".

В 1986 году 890 ребятишек города Клинцы Брянской области, находившейся в зоне, пострадавшей от радиации, стали употреблять препараты Нарбекова в течение двух месяцев. Руководили экспериментом сотрудники Минздрава СССР. Результаты превзошли все ожидания. Мумие сотворило чудо. Препарат не только существенно смягчил течение лучевой болезни, но и оказал общеукрепляющее действие на весь организм, ускорил восстановление крови. Мумие тогда стали называть эликсиром жизни, он устроил настоящую революцию в советской медицине. Впоследствии препараты Нарбекова применялись для лечения как лучевой болезни, так и ряда других заболеваний, а также их профилактики.

Лечебный эффект, который произвело средство Нарбекова, впоследствии был по достоинству оценен советской наукой. Этой и другими работами киргизского доктора заинтересовались в ведущих научно-исследовательских институтах Ленинграда и Москвы. Одна из них посвящалась противовирусным свойствам гармалы - растения, произрастающего в засушливых зонах, им заинтересовались в НИИ гриппа имени Смородинцева. Оморбай Нарбеков организовал и возглавил 30 научных экспедиций в высокогорье Тянь-Шаня и Памира, в которых принимали участие ученые Москвы, Ленинграда, Новосибирска.

Оморбай Нарбеков до сих пор поддерживает тесные связи с российскими коллегами, в том числе с одним из известных эпидемиологов РФ Геннадием Онищенко и рядом других, не менее именитых ученых, а также с московским отраслевым институтом, который занят разработкой рецептов здорового питания. Попутно Нарбеков изучает труды академика Дмитрия Львова, возглавляющего НИИ вирусологии РАМН (Российской академии медицинских наук) имени Ивановского.

Секреты на орбите

В 90-х годах в Киргизию прибыла целая группа ученых из НИИ космонавтики при Центре подготовки полетов имени Гагарина. В ее состав входили такие известные ученые, как Николай Барбашов и летчик-космонавт Борис Егоров, другие светила науки.

Борис Егоров, будучи, как и Нарбеков, медиком по образованию, предложил киргизскому коллеге совершенно новое направление - разработать специальную диету для космонавтов.

- К нам прибыли 18 человек, прошедших предкосмическую подготовку, - вспоминает доктор Нарбеков. - Их разделили на три группы по шесть человек. Все испытания проходили на перевале Тоо-Ашуу, где раньше размешалась специальная клиника. Работы с ними проводились в режиме строжайшей секретности. Первая группа должна была принимать пищу, пребывая длительное время в состоянии полного покоя без какой-либо нагрузки, вторая - с определенной нагрузкой, а третья - в движении и с нагрузкой. Полученные данные фиксировались и отправлялись в ЦУП.

Кстати

Оморбай Нарбеков был одним из ученых, настоявших на использовании природного климата Киргизии для восстановления космонавтов после пребывания на орбите. А не так давно он предложил бороться с коронавирусной инфекцией природными препаратами. По его убеждению, если вирус имеет естественное происхождение, то в природе от него всегда найдется лекарство.