Все дело - в батарейке

В карьеры придет электрический "БелАЗ"-гигант
Автозавод из Жодино под Минском не перестает удивлять: здесь создан самый мощный карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн, в России началась эксплуатация белорусского самосвала-беспилотника. И вот на предприятии анонсировали создание еще одной инновации мирового уровня - первый тяжеловоз, где дизельный двигатель заменят электрические аккумуляторы.
 Фото: belaz.by  Фото: belaz.by
belaz.by

Первый экземпляр грузоподъемностью 90 тонн жодинские автомобилестроители планируют изготовить уже в ближайшие месяцы. Договор на поставку аккумуляторных батарей и соглашение на специальные сопутствующие системы уже заключены, комплектующие начали поступать. Вскоре состоится закладка нового самосвала. Среди его преимуществ разработчики называют практически полное отсутствие вредных выбросов.

- Использование электросамосвалов позволит горнодобывающим предприятиям существенно экономить, - считает начальник бюро компоновки научно-технического центра управления главного конструктора ОАО "БелАЗ" Александр Насковец. - Так, за десять лет работы электрический карьерный самосвал может сэкономить до трех млн долларов.

Но не все так просто. Взятый за основу традиционный белазовский тяжеловоз использует дизель-электрическую схему и приводится в движение электрическими мотор-колесами. Так что, если рассуждать дилетантски, надо лишь заменить дизель и электрогенератор аккумуляторами. Однако емкость батарей такого электрокара пока что маловата для длительной работы. А подзарядка отнимает много времени, не скрывает проблем генеральный конструктор ОАО "БелАЗ" Александр Егоров. По этим параметрам электросамосвал еще заметно проигрывает машинам на дизельном топливе.

Сейчас прорабатывается своего рода промежуточный вариант: дизель-троллейвоз. То есть где-то машина идет за счет обычного мотора, где-то - за счет электричества, как городской троллейбус. Гибрид может двигаться в два раза быстрее обычного самосвала, при этом расход горючего и выбросы вредных веществ значительно снижаются.

На БелАЗе уже разрабатывают несколько разновидностей электрифицированных карьерных самосвалов. Для их испытаний и настройки на заводском полигоне планируется установить контактную линию электропередачи. Конечная цель - создать на базе 220-тонника экологичный карьерный транспорт без вредных выбросов.

В ТЕМУ

В заделе у жодинских автомобилестроителей немало интересных новинок. Например, 130-тонные самосвалы на дизельном топливе в смеси с природным газом. Идет работа над 90-тонным самосвалом с двигателем на газовом топливе. Совместно с российскими партнерами предполагается создать похожий 136-тонный самосвал. Его 45-тонный собрат с газопоршневым двигателем на метане уже проходит эксплуатационные испытания в Архангельской области.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.