15.06.2020 00:00
    Рубрика:

    Быстро меняющемуся миру нужны университеты новых форматов

    Современный этап развития высшего образования подразумевает поиск новой модели университета, адекватно отвечающей вызовам времени. Одна из таких перспективных моделей - предпринимательский университет.
    iStock
    iStock

    - Классическое понимание предпринимательского университета, предложенное выдающимся американским педагогом Бёртоном Кларком в 1998 году, строится на идее, что предпринимательские вузы наиболее чувствительны к настроениям общества и адаптивны к ним, - поясняет аналитик проектно-учебной лаборатории "Развитие университетов" НИУ ВШЭ Фарида Загирова. - За счет этого они способны адекватнее отвечать на его требования. Соответственно, предпринимательский университет не боится трансформаций. Изменения происходят на всех уровнях, а сотрудники университета добровольно и целенаправленно действуют для планомерного изменения устройства и ориентации вуза. Предпринимательский университет стремится к собственной независимости (как к финансовой, так и регулятивной) и идентичности, и в этих поисках зачастую выходит на "рынок".

    В пятом измерении

    По мнению Кларка, основной признак предпринимательского университета - его готовность к коммерциализации знаний. Причем предпринимательская деятельность в университете должна быть системообразующей, а предпринимательские ценности становятся ведущими не только для преподавателей, но и для студентов университета.

    - Преимущества предпринимательской модели университета очевидны, - продолжает Фарида Загирова. - Это его независимость (хотя и относительная), адаптивность, релевантность его образования и исследований современному миру. Наука имеет больше возможностей для привлечения дополнительного финансирования, в том числе через прикладные исследования и проектную деятельность, которая обеспечивает фундаментальную науку подушкой безопасности, актуальными идеями и обратной связью.

    Культура предпринимательства свойственна частным университетам США, где негосударственный сектор конкурирует с государственными вузами. К крупным предпринимательским университетам можно отнести Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет, основанные в XIX веке. Совершенно новый вуз, который можно отнести к этой модели, - это Университет 42. Впервые он открылся в 2013 году в Париже. Название вуза было взято из научно-фантастического романа Дугласа Адамса "Автостопом по галактике", в одном из эпизодов которого специальный компьютер вычисляет ответ на "Главный вопрос жизни", и таким ответом является число 42.

    Предпринимательский университет стремится к собственной независимости - как к финансовой, так и регулятивной - и идентичности

    Формат университета уже доказал свою эффективность: выпускники французского "42" работают в IBM, Amazon и Tesla, а также открывают свои собственные фирмы. В 2016 году сетевой университет с тем же названием был открыт в Калифорнии, его специализация - компьютерные технологии. Примерами европейских предпринимательских университетов также являются Университет Твенте и Уорикский университет.

    В азиатских странах государства предпринимают шаги к увеличению инновационности своих вузов и коммерциализации их разработок, однако низкая автономия университетов ставит перед ними сложную задачу трансформации в предпринимательский тип.

    - В системе российского высшего образования за последние 10 лет стало гораздо больше вузов, которые меняются в сторону модели предпринимательского университета, - констатирует Фарида Загирова. - Они с разной степенью успешности налаживают связи с внешними стейкхолдерами, привлекают финансы со стороны бизнеса и взносы от своих выпускников, усиливают управленческое ядро.

    По данным исследовательского центра "Эксперт", рейтинг предпринимательских университетов России в 2019 году возглавляли СПбГУ, МФТИ, ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МГУ им. Ломоносова, МГИМО. Интересные примеры трансформаций и предпринимательской деятельности есть в Российской экономической школе, в Томском и Тюменском государственных университетах и многих других вузах. Однако зачастую для того, чтобы стать предпринимательскими, вузам не хватает решительности в осуществлении кардинальных трансформаций и смелости быть непохожими на других. Для абсолютного большинства вузов государственное финансирование по-прежнему остается основным.

    Однако на самом деле у российской высшей школы большой потенциал предпринимательской активности. Об этом свидетельствует тот факт, что, по данным того же "Эксперта", выпускники российских университетов за последнее десятилетие вывели на глобальный рынок более тысячи стартапов мирового уровня. Опираясь на эту базу, вузы могут формировать новый вектор образовательных программ для предпринимателей новой экономики.

    Один из таких примеров - Московский финансово-юридический университет МФЮА. Это современный консорциум с интегрированными образовательными программами, непрерывной системой образования, мощным профориентационным пластом и стратегическими партнерами, которые обеспечивают покрытие части стоимости обучения.

    - Главное достоинство университета - оперативное отслеживание всех образовательных трендов и направлений роста российской экономики, возможность подстраиваться под эти изменения и открывать новые образовательные программы, - отмечает ректор МФЮА Алексей Забелин.

    Географические границы образования и науки будут стираться, а у вузов есть возможность занять нишу в новом онлайн-пространстве

    - Наш вуз более 10 лет нарабатывал мощную информационную базу. Благодаря ей он бесперебойно перешел на качественное образование с применением дистанционных технологий в сложившейся эпидситуации. Также МФЮА одним из первых открыл электронную приемную комиссию, в которую можно подать документы, не выходя из дома.

    Преимущества университета - быстрое развитие, наличие крупных партнеров, вхождение в союзы, например, в сетевой университет Росфинмониторинга или в консорциум вузов для детей с ограниченными возможностями. Спрос на гибкую систему обучения и внешние обстоятельства приводят к формированию индивидуальных траекторий образования. Сотрудничество с сетевым университетом национальной технологической инициативы 20.35 позволяет МФЮА использовать новаторские научно-исследовательские образовательные ресурсы: от онлайн-курсов до внедряемых в учебный план интенсивов, которые дополняют полученные профессиональные компетенции решениями реальных кейсов и набором soft skills.

    - В ближайшие годы традиционная модель, конечно, сохранится, - полагает Фарида Загирова. - Но в связи с нынешней эпидситуацией и вынужденным дистанционным опытом работы будут меняться формы деятельности внутри всех университетских моделей. Вузы по всему миру поняли, что онлайн можно решать гораздо больше задач, чем предполагалось еще три месяца назад. Как известно, любая нестабильность рождает не только проблемы, но и возможности. У вузов это в первую очередь связано с возможностями более глубокой трансформации. Вынужденный поиск дополнительного финансирования может перерасти в диверсификацию финансового обеспечения и привести кросту независимости университета, к нахождению собственных ниш теми университетами, которые по каким-либо причинам еще не успели это сделать. Освоение онлайн-территорий, скорее всего, приведет к углублению глобальной конкуренции университетов. Географические границы образования и науки будут стираться, а у вузов появляется возможность для занятия собственной ниши в новом онлайн-пространстве.

    Согласно концепции предпринимательского университета в ситуации быстрых изменений лучшая позиция - на шаг впереди остальных. Поэтому университеты, готовые ввязаться в борьбу и конкуренцию, имеют больше шансов на самостоятельное управление своим развитием, на формирование новой образовательной реальности, чем неповоротливые вузы, не желающие изменяться вместе с меняющимся миром.