Владимир Зернов: Стратегия развития вузов сильно изменится

Сейчас весь мир ждет разрешения ситуации с коронавирусом, и вузы - не исключение. Какими станут университеты после пандемии; вернутся ли студенты в аудитории; на что вузам стоит обратить внимание, чтобы новый учебный год, как бы он ни начался, очно или дистанционно, стал эффективным. Об этом "РГ" рассказал председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов.
Владимир Трефилов/РИА Новости

Владимир Зернов: Сегодня мы все живем в новых условиях. Весной практически весь мир перешел на дистанционное обучение и удаленную работу. Но дистанционное обучение - это технология и, как любая технология, а особенно образовательная, требует очень внимательного отношения к себе и аккуратного внедрения.

Еще 10-15 лет назад для того, чтобы преподавать в дистанционном формате, нужно было получить соответствующее разрешение. Вузам выдавалось приложение к лицензии, позволяющее преподавать в режиме онлайн. Тогда по всей стране такое разрешение получили всего семь вузов, в том числе и РосНОУ. Почему так мало? Несмотря на всю ясность и прозрачность, критерии были очень жесткие, и эту процедуру потом отменили. Многие вузы активно внедряли элементы дистанта, и наличие лицензии стало неактуально.

Но наша подготовка не пропала даром, и в этом году мы в кратчайшие сроки перевели очное обучение в онлайн-формат. Тем вузам, которые никогда этим не занимались, пришлось брать чужие технологии и использовать чужие курсы. Но качественный дистант - сложный и трудоемкий процесс. Успех здесь возможен, только если вуз разработает свои программы, курсы и выработает четкие требования к проведению экзаменов.

О результатах "удаленки" мы сможем говорить после сессии, когда студенты сдадут экзамены. Но уже сейчас видно: такая учеба требует больших усилий в первую очередь от преподавателей. Работать стало сложнее в разы. Образовательный процесс стал индивидуальным, поэтому сложнее и студентам - такая форма обучения требует от них поистине чудес самодисциплины и самоорганизации.

Можно сказать совершенно точно: стратегия развития абсолютно всех вузов изменится. При этом не следует забывать, что перед университетом во все времена стояли две главные задачи - подготовка качественных кадров и генерация новых знаний. Вторая задача останется в целом такой же - образование без науки невозможно. А вот учебный процесс станет другим. Ясно, что большое внимание будет уделено именно дистанционному обучению. Может, уже сами студенты не захотят все время проводить в аудиториях, а захотят больше практики. Может, им понравится осваивать теоретический материал самостоятельно и дистанционно, а ходить очно только на семинары, практики, консультации и экзамены.

Вспомним опыт советской высшей школы: студенты самостоятельно изучали дисциплину и потом приходили сдавать экзамены. В частности, со всей страны приезжали переводиться в МФТИ и успешно сдавали экзамены, в том числе по сложнейшему курсу теоретической физики. И не всегда те, кто изучал очно, оказывались лучшими на экзамене. И тогда, и сейчас многое зависит от мотивации студента.

Уверен, в новых условиях изменятся и индикаторы конкурентоспособности вузов. Не зря же в критериях московского международного рейтинга "Три миссии университета" были целые подразделы, касающиеся применения дистанционных технологий, - и в части онлайн-курсов, предлагаемых вузами, и в части интернет-коммуникаций вузов и общества. Вузам, где много лабораторных занятий, будет непросто вписаться в новый формат, но спустя какое-то время мы все к нему привыкнем. При этом качество подготовки специалистов не только не пострадает, но может существенно возрасти.