Поделиться

    Фотография корреспондента Михаила Ананьева облетела весь мир

    Пожилой мужественный человек на костылях обнимает обожженную ураганным артобстрелом каменную глыбу... Эта фотография, сделанная фотокорреспондентом БелТА Михаилом Ананьиным на открытии мемориала "Брестская крепость-герой", облетела весь мир. Она из тех, что лучше всяких учебников рассказывает о трагедии, постигшей человество больше 80 лет назад. 60 миллионов жизней, еще больше искалеченных судеб. Среди них и судьба Владимира Фурсова, профессора, доктора биологических наук из Казахстана. О нем написала в "РГ" Лариса Нода. Ее письмо пришло на Международный Пушкинский конкурс "Автограф Победы".
    Эта фотография, сделанная фотокорреспондентом БелТА Михаилом Ананьиным на открытии мемориала "Брестская крепость-герой", облетела весь мир. Фото: Михаил Ананьин / архив РИА Новости

    О войне и мире на уроках русского языка" из Казахстана. Нода работает в Казахском национальном университете имени аль-Фараби, где многие годы преподавал герой знаменитого снимка Владимир Фурсов. Чем побороть бессовестные фейки о Великой Отечественной и Второй мировой войне, которые в эпоху интернета мгновенно тиражируются и глобально морочат голову молодым в соцсетях? Только документом, свидетельством эпохи, фотографией считает преподаватель.

    "В 1940 году Фурсова, студента нашего КазГУ имени Кирова, призвали в армию, попал в Брест. 18 июня 1941 года командование части поздравило Владимира Фурсова с окончанием занятий - он сдал экзамены, стал офицером запаса, мобилизация в августе. Но началась война. Брестскую крепость он защищал сутки: вечером его ранило, позже ампутировали изувеченную ногу. Там же, под Брестом, фашисты организовали первый концлагерь для тяжелораненых. Фурсов провел четыре страшных года в жутких концлагерях, только в январе 1945 года Советская Армия его освободила. После войны восстановился в университете, окончил его, стал известным биологом, преподавал в Казахском госуниверситете. И это щемящее фото - настоящий автограф Победы.

    Как угодно можно называть современную молодежь - "цифровые дети", поколение Z, но то, что они пытливые, хотят знать о той войне все, что они чтят память прадедов - точно. Сужу по своим школьникам и студентам.

    Факультет журналистики КазНУ им. аль-Фараби, журнал "Открытая школа", представительство Россотрудничества в Казахстане провели конференцию "Сохранение исторической памяти как фактор гражданского и нравственного становления молодежи". Повод - эссе одиннадцатиклассницы, ее искреннее непонимание призыва "Убей врага!" в газетах и стихах военной поры. Разговор состоялся острый: как сегодня рассказывать школьникам о войне. Учителя, библиотекари, музейщики, архивисты делились конкретным опытом: как они доносят учащимся правду, как сохраняют память о войне.

    Организовали Школу историков "Великая Отечественная: факты и фейки". И каждую субботу (до карантина) в городской библиотеке собираются старшеклассники алматинских школ, слушают лекции, анализируют, работают в Архиве Президента, готовят собственные проекты, главная тема которых - конкретная проблема войны.

    Мы, подвижники, которым не все равно, как воспринимает современная молодежь нашу общую историю, объявили конкурс эссе, рисунков и видео "Если писать о войне...". Главное условие - только семейные истории.

    Конкретными фронтовыми историями заинтересовался Архив Президента.

    Считаю, что только так - изучив личное, проанализировав социальное - и можно сформировать правдивое отношение к какому-либо событию. Память истории священна. И нам надо ее сохранить. Ведь если войну забывают, начинается новая война".

    Поделиться