21.06.2020 05:00
    Поделиться

    На Урале появился первый автосервис с глухими механиками

    В промзоне на окраине Челябинска открылся автосервис. в котором работают только глухие и слабослышащие мастера. Вопреки расхожему мнению, что прежде, чем залезть в мотор, его нужно послушать, глухие ребята справляются со своей работой не хуже коллег из обычных мастерских. Более того, дорожат своей репутацией и берутся "оживить" даже те раритеты, которые в других мастерских с порога предлагают сдать в утиль.
    Николай Середин/РГ

    - На днях подвезут одного такого "мастодонта" - "ГАЗ" 68-го года выпуска, - увлеченно рассказывает диспетчер Лиля. - Хозяин, коллекционер раритетных машин, полгорода объездил, пока нас нашел - никто за ремонт не брался. Нужны оригинальные детали, а где их взять? Недавно такой же Opel женщина в ремонт сдавала. Наш Дима (28-летний помощник главного механика - Ред.) - сама дотошность. Долго с ним возился, каждый узел перебрал. Но справился!

    Голос диспетчера гулко отдается от стен ангара. На стапелях фургон "Соболь", "Яндекс-такси" и еще пару иномарок разной степени разобранности. Механики заняты каждый своим делом и в полной тишине обмениваются быстрыми жестами. Если бы не громкий голос Лили, здесь было бы тихо, как на морском дне.

    По словам Лили, бизнес ребята начинали в обычном гараже. Но там какие объемы? Еле концы с концами сводили. Потом Сергей познакомился с семьей таких же инвалидов по слуху. Они и предложили вложить в бизнес свои деньги, сняли ангар, приобрели современное диагностическое оборудование, плазморез, станки. И теперь сервис твердо стоит на ногах и уже обзавелся собственной клиентурой.

    Правда, сначала к ним шли только глухие. Их много среди водителей челябинских маршруток и "Яндекс-такси". Новость об открытии "своего" автосервиса разнеслась на языке жестов быстрее, чем, если бы о ней сообщили по радио. Но затем начали заезжать и обычные клиенты. Некоторые, завидев жестикуляцию механиков, сразу же разворачивались. Другие оставляли машины и оставались посмотреть, как идет ремонт. В отличие от обычных автомехаников глухие мастера никогда не обижаются, если автовладельцы лезут к ним под капот во время работы. Все показывают и для понимания процесса даже набирают им текстовые пояснения в телефонах.

    Renault челябинца Александра, заехавшего в сервис поменять ремень ГРМ, механики сразу же облепляют, как муравьи. В считанные минуты машина взмывает в воздух, в ход идет пневматический инструмент, освобождая доступ к подлежащему замене ремню. Дальше заменой занимаются уже двое - главный механик с помощником, а остальные возвращаются к ремонту других машин. Все, как на учениях по боевой слаженности: алгоритм действий отработан до мелочей и в языковом сопровождении не нуждается.

    Главный механик, 36-летний Сергей Юнтер, в прошлом автогонщик. Он умеет говорить и немного читать по губам - потерял слух после осложнения ОРВИ в 12 лет. Тогда же и увлекся автомобилями. Отец был автослесарем, вот Сергей сызмальства и начал пропадать с ним в гараже. В 19 лет он сдал на права и купил свою первую машину - еле живую "восьмерку".

    - Помучился, восстанавливая её. Потом была "девятка", и на ней я начал участвовать в автогонках, - делится Сергей. - Вообще, много было машин - все не упомнишь. Сейчас езжу на "Ниссане", а здесь в свободное время восстанавливаю Toyota Surf 1996 года. Видите, какая красавица? По винтику собрал!

    Людей для нового сервиса подбирали тщательно. 42-летнего механика Владимира Серкова пригласили из Магнитогорска, и теперь снимают ему квартиру. Челябинец Дима Баженов, несмотря на молодость, уже мастер на все руки, а главное он очень внимательный и вдумчивый. Есть еще Равшан из Таджикистана - он пока в помощниках ходит. Но он в отличие от механиков не глухой и помогает диспетчеру Лиле общаться с клиентами.

    - Так и работаем - каждый на своем месте, - рассказывает Лиля. - Мне поначалу непросто было: по вечерам с сыном начинала жестами разговаривать - у него глаза на лоб вылезали. А по утрам здесь заговаривалась. Сергей в шутку начнет мне очень быстро что-то жестами говорить. Я не пойму, а он хохочет - "учи матчасть"!

    Язык глухих Лиля, в прошлом фитнес-тренер, начала изучать год назад - после травмы, из-за которой пришлось поставить крест на профессиональных занятиях спортом.

    - Нужно было чем-то себя занять - попробовать в жизни что-то новое. Кто-то идет в горы или прыгает с парашютом. А я решила освоить пение жестами - знаете, как это красиво? Вот и пошла в центр инклюзивного образования, а потом с коллективом глухих даже выступала в филармонии. Знаете, чем отличаются эти люди? Вот мы все привыкли себя жалеть: нормальный мужик потеряет работу, и две недели пьет. А они, как стойкие оловянные солдатики… Умеют жить, радоваться и при этом не считают себя какими-то особенными, не просят послаблений, не стоят в очереди за грантами.

    Вместе с тем в Челябинске о новом сервисе уже ходят легенды. Якобы поломку в автомобиле глухим механикам помогает найти обостренная интуиция, которой у них компенсируется отсутствие слуха. На деле все не совсем так - мастера чувствуют малейшую вибрацию кончиками пальцев, и иногда буквально прощупывают вызвавший подозрение узел. Плюс опыт, хорошее диагностическое оборудование, и действительно патологическая внимательность к мелочам.

    В ближайших планах - развитие бизнеса за счет выполнения кастомных проектов или говоря проще, индивидуальных заказов на внесение в автомобили конструктивных или дизайнерских изменений. На челябинском рынке подобные услуги пока в диковинку. Для развития этого направления владельцы сервиса и приобрели для ребят плазморез, который по заданным параметрам способен изготовить любые детали. Правда, пока только Сергей освоил новый станок, закончив специальные курсы. Но как говорится, было бы желание и... заказчики.

    Поделиться