Советник главы региона Анна Коновалова отмечает, что можно было бы заказать проект у сторонних организаций. По этому пути, к слову, идет множество городов, где уверены, что со стороны виднее. Однако куряне решили все сделать самостоятельно - сохранить уникальность областного центра, добавив аутентичных элементов в городскую среду.
В Центре компетенций трудятся не только профессиональные архитекторы, но и специалисты в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и многих других областях. И перед тем, как начать составление своеобразного регламента для курских улиц, они встречались с общественными активистами и предпринимателями, а также связывались с авторами дизайн-кодов в других российских городах. С одной стороны, чтобы не наделать ошибок, с другой - чтобы учесть пожелания всех заинтересованных в позитивных переменах граждан.
- Дизайн-код напоминает школьные прописи, - поясняет Анна Коновалова. - Сетка для всех одна, но почерк может быть разным. Это мы и хотим донести до общественности.
Авторы дизайн-регламента не скрывают, что вначале было страшно разговаривать о переменах с тем же предпринимательским сообществом. Такое "кодирование" предполагает для них расходы: на обновление вывесок, рекламных конструкций, козырька над крыльцом - да и всего фасада, если предприниматель еще и собственник здания.
- С "сетевиками" встреча прошла лучше всего, - рассказывает Анна Коновалова. - Они заинтересованы, чтобы облик города становился лучше. Между прочим, именно один из таких предпринимателей предложил провести акцию "Городская антирекламная терапия".
В ее рамках с фасадов зданий убрали все вывески и баннеры: закрыли их темным непрозрачным полиэтиленом и оставили так на день. Теперь эксперты отмечают: в тот самый день горожане наконец увидели настоящий Курск. Не только облупившуюся краску на фасадах, выросшие кустарники на крышах полузаброшенных зданий, но и примеры уважительного отношения к зданиям и жителям.
Руководитель Центра компетенций Ксения Деева отмечает, что дизайн-регламент создавался не только с целью улучшить визуальные и пространственные характеристики Курска, но и чтобы повлиять на поведение его жителей.
- В социологии есть термин - воспитание средой, - поясняет она. - И этот инструмент нам предстоит создать.
В первых двух книгах дизайн-кода - а ожидается еще столько же плюс небольшое приложение - прописаны стандарты оформления информационных конструкций на фасадах и элементов зданий. Иллюстрации позволяют увидеть конкретные примеры работы - фотографии реальных зданий, а рядом - уже их "отредактированную" по всем правилам версию.
Запрет на картонные и тканевые баннеры на фасадах, "кусочную" отделку, глухие витрины - это лишь мизерная часть обширного регламента, самое интересное в котором - раздел по выявлению идентичности.
Ксения Деева отмечает, что никто не хочет превратить Курск в Москву или в другой мегаполис, а вот показать его собственную привлекательность, традиции и культурные особенности - еще одна цель дизайн-кода. В качестве примера она приводит фото здания с интересным орнаментом по углам.
- Такой орнамент можно увидеть на традиционных курских рушниках, - поясняет Ксения.
Эксперты добавляют: если удастся найти подобные "фишки" - значит, получится сделать город более привлекательным не только для туристов, но и инвесторов.
Сначала новый дизайн-код изменит центральную улицу Ленина. От площади Перекальского до Театральной насчитывается 30 фасадов зданий, один торговый центр и девять объектов культурного наследия. Все будут приведены в порядок в соответствии с регламентом.
Ксения Деева повторяет, что этот свод правил - достаточно гибкий, но колористические решения, элементы отделки, вывески и рекламные конструкции должны быть выдержаны без визуального мусора и привычной в этих местах цветовой агрессии.
Часть зданий попадает в программу капитального ремонта, и все работы по внедрению дизайн-кода будут в их случае синхронизированы. Но есть проблема: заставить предпринимателей снять кричащие баннеры порой бывает сложно. В некоторых городах бизнесмены шли в суды, пытаясь отменить дизайн-код. И хотя такой отмены еще нигде не случилось, курские разработчики тоже не исключают вероятности разного рода тяжб.
Главный архитектор Воронежской области Андрей Еренков (в Воронеже первыми в Черноземье стали внедрять дизайн-регламент) назвал первые разработки курян "красивой песней".
- Плюс и преимущество в том, что регламент сделан командой местных специалистов, - уверен Еренков. - Это повышает ответственность за результат.
В самом Воронеже период между публичной презентацией дизайн-кода и его законодательным утверждением стал "временем напряженной борьбы", пояснил Андрей Еренков. В воронежском регламенте нет требований к праздничным декорациям, остановкам общественного транспорта, и это, по его словам, существенный минус. Да и проблемы с предпринимательским нежеланием "перекодироваться" не обошли столицу Черноземья.
- Юридическая ответственность за несоблюдение дизайн-регламента несущественна для предпринимателей, - поясняет Андрей Еренков. - Местные представители бизнеса в открытую могли сказать: иной раз проще заплатить штраф, чем заниматься сменой вывесок. К тому же многие из них привыкли к кричащему, яркому. Спрашивали: "А иначе как нас заметят?" Тогда администрация стала искать нестандартные пути для убеждения. У нас завели "подпольный" "Инстаграм", высмеивающий плохие вывески. Понемногу все стало меняться, и мы заметили: если на фасаде четыре из пяти вывесок в доме приведены в порядок, то пятую скоро тоже заменят. Потому что предпринимателю станет стыдно за старую конструкцию.
В том, что вкус к стильному городскому пространству формируется постепенно, уверен и челябинский урбанист Лев Владов.
- Владелец одного ларька спрашивал меня, как и что изменить, - рассказывает он. - Я давал советы, и точка просто стала неузнаваемой - выглядит очень стильно. Добавлю, что нельзя внедрять регламент с полицией, собаками, палками и прочим. Лучше, когда весь процесс идет через понимание и обычное общение горожан друг с другом.