Новости

25.06.2020 15:34
Рубрика: Общество

Заводчане собирали танки даже в горящем городе

Отечественному танкостроению исполняется сто лет. В августе 1920 года Сормовский завод в Нижнем Новгороде выпустил первую серию из 15 машин под названием "Борец за свободу товарищ Ленин". Это были копии французского "Рено". Выглядели те танки довольно потешно на современный взгляд и в боевых действиях за десять лет, что пробыли на вооружении, не участвовали.
 Фото: Из архива музея-заповедника "Сталинградская битва"  Фото: Из архива музея-заповедника "Сталинградская битва"
Фото: Из архива музея-заповедника "Сталинградская битва"

Вскоре советское правительство решило, что надо бы сконструировать собственный танк. Так в 1927 году появился МС-1, но он все еще очень похож на "Рено". Эти боевые машины даже немножко пригодятся в Великой Отечественной войне, хотя это все же будет эпоха совсем иных технических решений.

Сталинградский тракторный завод сыграл заметную роль в танкостроении. Само предприятие заработало в 1930 году, а уже через три года собрали первый Т-26. Здесь тоже не обошлось без заимствований из Европы. На этот раз из Англии. Советский танк был близким родственником "Виккерса". По сведениям музея-заповедника "Сталинградская битва", до 1940 года заводчане сделали около 200 таких бронемашин. После этого уже началась сборка легендарных "тридцатьчетверок". К началу войны сталинградцы выпускали уже по 300 танков в месяц.

Стремительное наступление немцев отрезало заводы-партнеры в западной части страны. Кооперационные связи оборвались. Пришлось волжанам самим делать комплектующие детали. Во время войны тут выпускали и восстанавливали модели Т-34-76 и Т-60, а также артиллерийские тягачи СТЗ-5-НАТИ. Собственно, аббревиатура в названии тягача (самого массового в Красной Армии - почти 10 тысяч штук) и обозначает его создателей: Сталинградский тракторный завод и столичный Научный автотракторный институт.

Уже шла великая битва, начавшаяся на Дону и переместившаяся на Волгу, а предприятие продолжало выпускать и ремонтировать танки. Например, июльский план заводчане перевыполнили, увеличив продолжительность рабочего дня. Только 13 сентября 1942 года, когда враг был уже буквально у проходной, производство остановилось.

Волгоградские историки подсчитали, что за три с половиной недели боев за завод на каждый квадратный километр его территории фашисты сбросили две тысячи авиабомб. Все цеха уничтожили. Иностранная пресса писала, что предприятие восстановлению не подлежит. Впрочем, как и сам город. Советская комиссия пришла к противоположному заключению. Перед тем как возобновлять производство, площадку пришлось очищать от боеприпасов.

Всего через полгода после разгрома Паулюса, 12 июня 1943 года, из Сталинграда на фронт отправили первый эшелон отремонтированных Т-34. В том году армия получила от тракторозаводцев 750 танков, 550 корпусов и 720 моторов. На броне местная художница выводила надпись "Ответ Сталинграда".

В регионах Общество История Филиалы РГ Юг России ЮФО Волгоградская область Волгоград Вторая мировая война