Анатолий Карпов о черном и белом цвете в шахматах: Начался период маразма

Вот мы добрались и до шахмат. Началось все со смерти в Миннеаполисе закоренелого преступника с десятком судимостей Джорджа Флойда. Был он в состоянии алкогольного опьянения, да и, судя по всему, под влиянием наркотиков, оказал сопротивление полиции. И погиб, что вызывает искреннее прискорбие, когда белый полицейский надавил ему коленом на горло. Массовые демонстрации протеста превратились в погромы, чувство вины белолицых граждан перед афроамериканцами зашкалило. Докатилось и до американских спортивных арен, где спортсмены становились на одно колено во время исполнения государственного гимна. Похороны Флойда, напоминавшие по помпезному размаху проводы выдающихся политических деятелей, тоже финансировались миллионерами из Национальной баскетбольной Ассоциации. По миру покатился некий тренд, который должен вселять во всякого с отличающимся от Флойда цветом кожи чувство вины. А кто не каялся, не бросался на колени, считается сегодня расистом.
iStock

В шахматах - самой мирной, по-настоящему массовой и такой древней игре тоже отыскали признаки расизма.

Откуда взяли? Почему почудилось? Да потому что в шахматах белые всегда ходят первыми.

Сиднейский филиал Австралийской радиовещательной корпорации заклеймил шахматы "расистским видом спорта". Отыскали довод. Если белые фигуры всегда ходят первыми, значит и имеют преимущество над черными. То есть это и есть "аллегория расового насилия". Но если вы думаете, будто только далекие от игры австралийцы впали в глубочайшую крайность, то ошибаетесь. По интернету уже довольно давно ходит совместный твит чемпиона мира норвежца Магнуса Карлсена и бывшего нашего соотечественника-петербуржца, ныне голландца Аниша Гири, участника матча претендентов-2020. Они пытались обратить внимание на вопрос первого хода белых в рамках Международного дня Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации. Высоко взяли! Предлагается нарушить правила, начать с хода черных. Для чего? А "чтобы через шахматы мы смогли дать новую перспективу всемирной дискуссии о том, как построить мир с равными возможностями".

Но ведь все притянуто буквально за уши. Откуда чувство вины, если и вины-то никакой нет и не было.

Прокомментировать сложившуюся ситуация "Российская газета" попросила 12-го чемпиона мира по шахматам Анатолия Евгеньевича Карпова:

- Начался какой-то полный период маразма. Ну при чем здесь шахматы с многовековой славной историей?

Если белые фигуры всегда ходят первыми, значит и имеют преимущество над черными. То есть это и есть "аллегория расового насилия"

Впрочем, в иные времена шахматы, пришедшие в Европу с Востока, потеряли там популярность. У короля - крест. И некоторые жители дальних стран смотрели на самую высокую фигуру с крестом с неким подозрением. Что сказать по поводу белых и черных фигур? Надо запретить черный цвет не только в шахматах, но и вообще. Нонсенс.

Между тем

Из музея Азии в Сан-Франциско собираются вынести бюст экс-президента МОК Эвери Брэндеджа, возглавлявшего эту организацию с 1952 по 1972 год. Дольше американца кресло президента МОК занимали только основатель Олимпийских игр современности, французский барон Пьер де Кубертен и испанец Хуан-Антонио Самаранч.

Собственно американского миллионера Брэндеджа можно считать и прародителем музея Азии. Неистовый коллекционер передал в храм искусств около 7 тысяч экспонатов из личной, собиравшейся всю жизнь, богатейшей коллекции. Это почти половина из всего выставляемого в музее.

А сегодня спустя 45 лет после кончины Брэндеджа решено: его бюст недостоин украшать вход в богатейший, его стараниями и открывшийся музей. Причина все та же: старину Эвери заподозрили даже не в расизме, а в антипатиях к афроамериканцам. Доказательств нет, есть одни намеки, подозрения.