В шахматах - самой мирной, по-настоящему массовой и такой древней игре тоже отыскали признаки расизма.
Откуда взяли? Почему почудилось? Да потому что в шахматах белые всегда ходят первыми.
Сиднейский филиал Австралийской радиовещательной корпорации заклеймил шахматы "расистским видом спорта". Отыскали довод. Если белые фигуры всегда ходят первыми, значит и имеют преимущество над черными. То есть это и есть "аллегория расового насилия". Но если вы думаете, будто только далекие от игры австралийцы впали в глубочайшую крайность, то ошибаетесь. По интернету уже довольно давно ходит совместный твит чемпиона мира норвежца Магнуса Карлсена и бывшего нашего соотечественника-петербуржца, ныне голландца Аниша Гири, участника матча претендентов-2020. Они пытались обратить внимание на вопрос первого хода белых в рамках Международного дня Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации. Высоко взяли! Предлагается нарушить правила, начать с хода черных. Для чего? А "чтобы через шахматы мы смогли дать новую перспективу всемирной дискуссии о том, как построить мир с равными возможностями".
Но ведь все притянуто буквально за уши. Откуда чувство вины, если и вины-то никакой нет и не было.
Прокомментировать сложившуюся ситуация "Российская газета" попросила 12-го чемпиона мира по шахматам Анатолия Евгеньевича Карпова:
- Начался какой-то полный период маразма. Ну при чем здесь шахматы с многовековой славной историей?
Впрочем, в иные времена шахматы, пришедшие в Европу с Востока, потеряли там популярность. У короля - крест. И некоторые жители дальних стран смотрели на самую высокую фигуру с крестом с неким подозрением. Что сказать по поводу белых и черных фигур? Надо запретить черный цвет не только в шахматах, но и вообще. Нонсенс.
Из музея Азии в Сан-Франциско собираются вынести бюст экс-президента МОК Эвери Брэндеджа, возглавлявшего эту организацию с 1952 по 1972 год. Дольше американца кресло президента МОК занимали только основатель Олимпийских игр современности, французский барон Пьер де Кубертен и испанец Хуан-Антонио Самаранч.
Собственно американского миллионера Брэндеджа можно считать и прародителем музея Азии. Неистовый коллекционер передал в храм искусств около 7 тысяч экспонатов из личной, собиравшейся всю жизнь, богатейшей коллекции. Это почти половина из всего выставляемого в музее.
А сегодня спустя 45 лет после кончины Брэндеджа решено: его бюст недостоин украшать вход в богатейший, его стараниями и открывшийся музей. Причина все та же: старину Эвери заподозрили даже не в расизме, а в антипатиях к афроамериканцам. Доказательств нет, есть одни намеки, подозрения.