Специальным гостем стал Пол Браун, автор сценария знаменитых sci-fi-телепроектов "Секретные материалы", "Квантовый скачок", "Сумеречная зона", "Звездный путь: Вояджер" и "Звездный путь: Энтерпрайз". Он сравнил коронавирус с пробуждением, после которого взгляд творца на окружающий мир станет широкоформатным и более пристальным. "Пока мы сидим взаперти, с нами происходит интроспекция: время вынужденной изоляции - время рефлексии. Коронавирус дает нам возможность понять, насколько мы можем быть полезны. В период изоляции люди стараются избегать одиночества. А искусство помогает забыть о нем. Миссия художника - не дать человеку чувствовать себя одиноким". О том, что изоляция для творческих людей может быть благом, говорил и Григорий Служитель: "Как для актера в период пандемии для меня изменилось всё, а как для писателя - практически ничего. Писатель - человек, который и без всякой пандемии загоняет себя в башню из слоновой кости, а во время изоляции это было сделать даже проще - не было не только внешних искушений, но и возможности выбраться из нее". Однако сфера искусства включает не только "художников", независимых творцов - это целая индустрия. А индустрия, особенно когда речь идет не о предметах первой, каждодневной необходимости, пострадала за эти месяцы очень сильно. Насколько сильно, нам ещё предстоит понять. О сокращении рабочих мест и снижении зарплат (и без того, как правило, не слишком высоких) в книгоиздательском бизнесе говорила председатель комитета по электронным ресурсам и цифровой трансформации книжного рынка в Российском книжном союзе, генеральный директор ИД "Университетская книга" Елена Бейлина. По данным РКС, на сегодняшний день издатели отказались в среднем от трети запланированных к выпуску новинок, а некоторые из них вообще ушли с рынка. Пандемия, отмечали многие, могла стать благоприятным временем для чтения. Но те, кто не читал до неё, не начали читать и теперь, а те, кто читал - читать меньше не стали, а вот покупок в этот период практически не совершали. В итоге те издательства, которые за последние месяцы сохранили около 50% своей обычной выручки, считаются лидерами рынка. Директор департамента по стратегическим коммуникациям "Эксмо-АСТ" Екатерина Кожанова рассказала, что потери издательской группы превысили 2 млрд. рублей - и это не предел: критическая точка ещё не пройдена, роста отрасли пока не наблюдается.
О том, будет ли мир прежним, или точка невозврата пройдена, о вынужденной (временной?) трансформации массовой культуры, тенденциях и перспективах, в том числе глобальной цифровизации искусства, размышляли эксперты самых разных областей. И опыт первой конференции показал, что потенциал и интерес к этому формату очень высоки.
Руководитель арт-кластера "Таврида" Сергей Першин подвел итоги онлайн-марафона: "Нас посмотрели порядка 400 тысяч человек, что демонстрирует актуальность заявленных тем и интерес к мероприятию, как в арт-индустрии, так и у широкого круга зрителей. Помимо России, за трансляцией наблюдали зрители из США, Италии, Польши и республик СНГ, в общей сложности - из 41 страны мира".
По прошествии мероприятия руководством арт-кластера "Таврида" было принято решение сделать его ежегодным, расширить зону присутствия и привлечь к дискуссиям лучших экспертов со всей страны.