Американский режиссер, снявший культовых "Бэтменов", ушел из жизни

На днях от нас ушел Джоэл Шумахер, американский режиссер, создатель таких картин, как "Клиент", "С меня хватит!", культовых "Бэтмен навсегда" и "Бэтмен и Робин" - он никогда не принимал позу сноба и снимал кино не для фестивалей, а для людей.
kinopoisk.ru

Мне особенно нравятся две его картины. Первая - абсолютно виртуозный опыт, попытка снять накаленный триллер в телефонной будке. Фильм 2002 года так и называется: "Телефонная будка". С одной стороны, это подтверждение тезиса, что хороший режиссер может увлекательно поставить телефонный справочник. С другой - самоограничение дало Шумахеру преимущество: в тесном пространстве напряжение стало высоковольтным.

По сюжету, герой Колина Фаррелла, журналист Стюарт Шепард, услышав из телефонной будки звонок, инстинктивно взял трубку - и уже не смог ее повесить обратно: из трубки сказали, что в этом случае он немедленно станет трупом. И привязанный к телефону-автомату персонаж мучительно ищет выход из безвыходного положения, вступает с невидимым Голосом в переговоры... Ситуация приведет зрителей к версиям многим и взрывоопасным: за кадром затаился то ли религиозный фанатик, выполняющий очередную человеконенавистническую волю своего бога, то ли некий кинодеятель, оскорбленный какой-то статьей Шепарда. Но он знает о Шепарде всё, и потому герой в высшей степени перепуган...

Вторая картина - тройной номинант "Оскара" "Призрак оперы", экранизация знаменитого мюзикла - в представлении не нуждается: великолепная музыка Эндрю Ллойда Уэббера, роскошь костюмов и всего антуража старого парижского театра, страшная тайна обитающего там Призрака, похитившего прекрасную сопрано, путешествия по загадочным подземным озерам, темы жертвенной любви и смертельно раненной души, зависшей между адом и раем, - здесь есть все для незатейливого зрительского счастья. А если вы хотите углубиться в тайны кино подальше, то заодно посмотрите немой ужастик "Призрак оперы" 1925 года, где Призрака играет Лон Чейни - легендарный актер по прозвищу Человек С Тысячью Лиц. Там тоже есть все, кроме музыки Уэббера, - зато в реставрированной копии, которую легко найти в YouTube, звучит "Фауст" Гуно. В этой опере блистали героини романа Леруа, когда в разгар арии Маргариты с потолка на головы зрителей рухнула гигантская люстра. Этот трюк, для кино 1920-х невероятный, стал главным аттракционом бродвейского спектакля и его двойников, сотрясавших театры мира. Вообще, сравнивать разные версии одного бродячего киносюжета (у каждой свои достоинства, на каждой - печать ее времени) - из самых увлекательных занятий любого синемана. Приобщайтесь!

Знакомьтесь: Лон Чейни, один из самых популярных и самых невероятных актеров немого кино.

Лон Чейни в "Призраке оперы" 1925 года. Фото: kinopoisk.ru

В каждой новой роли он был абсолютно неузнаваем - его гуттаперчевое лицо могло и смешить, и устрашать, и ввергать сентиментальных зрительниц в слезы. И не случайно он начинал свою карьеру в театре и кино как необычайно умелый гример - в этом он был мастер, каких мало. Собственное лицо он уродовал очень квалифицированно, иной раз даже травмируя кожу металлическими распорками и не видимыми зрителям железяками.

Разумеется, при такой внешности и способностях ему в основном доставались роли всевозможных гадов - злодеев, гангстеров, привидений. Он мог то, чего не могли другие, - например, сыграть человека с ампутированными ногами ("Наказание", 1920). Он много снимался в картинах мастера ужастиков Тода Броунинга. И был особенно хорош в ролях уродов с драматической судьбой; из прославивших его работ - Квазимодо в фильме "Горбун из Нотр-Дам" (1923), несчастный Эрик в "Призраке оперы". В кошмарике 1920 года "Вне закона" он ухитрился сыграть и убитого, и его убийцу. "Он влиял на нашу психику", - писал о нем Рэй Брэдбери.

Он переиграл в жизни так много разнообразных чудовищ, полулюдей-полузверей, что заслужил поговорку: "Не дави таракана - это может быть Лон Чейни!".