Поделиться

    Как транспортная реформа в Петербурге повлияет на остановочные пункты

    Выбор мест для остановок общественного транспорта не всегда устраивает петербуржцев
    Петербуржцы жалуются на то, что месторасположение некоторых остановок общественного транспорта крайне неудобно для самих горожан. Частые жалобы: остановки автобусов и трамваев разнесены на большое расстояние, а то и находятся по разные стороны перекрестка. Чтобы успеть сесть в приближающийся автобус или трамвай, приходится бежать от одной остановки до другой. И не всегда есть остановки у крупных торговых центров и маркетов, что означает: до остановки приходится идти, неся тяжелые сумки. "РГ" выясняла, почему же так происходит.

    - Часто пользуюсь остановкой на Садовой улице, возле Гостиного Двора. Там всего-то ходят два автобуса - N 181 и 49 и трамвай N 3. Идут они по одному маршруту до площади Репина, но автобусная остановка расположена далеко от трамвайной. Вот и получается: если выбираешь автобусную остановку, то мимо тебя может пройти трамвай - добежать до его остановки может только спринтер, - рассказала "РГ" пенсионерка Ирина Колосова.

    - Рядом с моим домом - перекресток улицы Подвойского и проспекта Солидарности. Это конечные остановки маршрутов городского транспорта. Так трамвай останавливается по одну сторону улицы, автобусы и троллейбусы - по другую. Перебегать улицу - невозможно. Движение интенсивное, это риск, - жалуется Галина Кадыкова.

    - Я и мои знакомые постоянно ездим в большой супермаркет "Ашан" на улице Седова. Выходишь с сумками, и приходится далеко идти до остановки общественного транспорта. Езжу к родственникам на Дальневосточный проспект, так нам возле магазина "Лента" по просьбам горожан сделали дополнительную трамвайную остановку. Рядом с социальном домом для пенсионеров на Сиреневом бульваре, в котором живет мой знакомый, тоже сделали по просьбам проживающих дополнительную автобусную остановку. А у нас - нет, - поясняет пенсионер Иван Громов.

    Эти вопросы "РГ" адресовала в комитет по транспорту.

    При выборе места для остановки учитывается множество факторов. Прежде всего ориентируются на Правила дорожного движения

    Как нам пояснили в пресс-службе комитета, при выборе места для остановки учитывается множество факторов. Прежде всего ориентируются на Правила дорожного движения, которые предписывают обходить трамвай спереди, а автобус сзади (поэтому и остановки разносят таким образом: трамвайная - перед пешеходным переходом, а автобусная или троллейбусная - за переходом). Учитываются прохождение в зоне остановки коммуникаций, удаленность от внутридомовых проездов, интенсивность движения общественного транспорта на конкретной улице: чем больше маршрутов и интенсивнее движение, тем больше должна быть длина самой остановочной площадки. Если по местным условиям длины не хватает, а движение общественного транспорта интенсивное, то автобусную и троллейбусную остановки разделяют: спереди троллейбусная, сзади автобусная. Обязательно принимаются во внимание особенности движения на перекрестках или участке дороги - с какой полосы какие повороты разрешены или запрещены и прочие нюансы. Окончательный проект обязательно согласовывается с ГИБДД.

    Исходя из соображений безопасности совместить названные остановки на Садовой улице невозможно. Аналогична ситуация с остановками на пересечении улицы Подвойского и проспекта Солидарности. Что же касается "дополнительной остановки" возле гипермаркета на улице Седова, то она также невозможна: предполагаемое место остановки расположено между двумя въездами и не оборудовано пешеходным переходом. Транспортное обслуживание покупателей гипермаркета предусмотрено с остановочных пунктов, расположенных на площади Бехтерева, - в пределах пешеходной доступности. Так что не всегда есть возможность учесть пожелания горожан.

    - Место для остановки выбирается на основании перечня нормативных документов. Нормативы допускают отступление от требований только при соответствующем обосновании (и при соблюдении правил безопасности). Для этого необходимо знать пешеходные потоки и основные места притяжения - куда и откуда идут люди. Нужна транспортная модель территории с моделированием не только автомобильного, но и пешеходного движения. Если эта работа не входит в проект дороги, остановка может также оказаться не очень удобной. Свои коррективы вносит и время. Приведу типичный пример: пересечение проспектов Гражданского и Просвещения. Район был построен в 1970 году, и трамвайные остановки на проспекте Просвещения были построены в соответствии с типовыми требованиями, перед перекрестком. Когда в 1978 году построили станцию метро "Гражданский проспект", чтобы добраться до остановки трамвая пассажирам приходилось переходить и Гражданский проспект, и проспект Просвещения. Только через 20 лет, в 1998 году, трамвайная остановка была перенесена на другую сторону перекрестка, и теперь пассажирам необходимо перейти только одно направление движения на проспекте Просвещения, - сказал Андрей Горев, профессор кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

    С реализацией транспортной реформы число горожан, недовольных расположением остановок, может увеличиться.

    - Что касается остановок, то на каких-то участках они исчезнут (если ранее на них останавливался только коммерческий транспорт). То есть остановки могут "уйти" с проулков, маленьких улиц. Да, кому-то из горожан придется добираться до ближайшей остановки большее время, но при этом он затратит меньше времени на саму поездку. Какое-то время мы будем привыкать к новой системе, но потом поймем, что она удобнее, - считает Николай Ватин, профессор Высшей школы промышленно-гражданского и дорожного строительства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

    Поделиться