Какой помощи уральский бизнес ждет от государства

Все меньше предпринимателей называют свое положение катастрофой, но текущие трудности тем не менее грозят серьезно сократить численность их рядов, констатируют члены общественного экспертного совета при бизнес-омбудсмене в Челябинской области.

По словам заместителя омбудсмена Ольги Казаковой, это подтверждает опрос об эффективности мер господдержки, проведенный институтом уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в июне этого года. Среди почти двух тысяч респондентов из 85 субъектов России 40,7 процента охарактеризовали положение своей компании как кризис или катастрофа. И, хотя по сравнению с результатом предыдущего исследования (в мае) таких стало меньше на 12,6 процента, показатель все равно высок. 43 процента респондентов отметили снижение финансовых результатов, и этот показатель увеличился на 4,1 процента. Самое печальное, что более половины опрошенных - 55,8 процента - оценили шанс выживания своих компаний не выше 50 процентов.

Тревогу коллеги разделяет и сам уполномоченный Александр Гончаров: даже в 2019 году, который не считается кризисным, в регионе стало на 8968 ИП и 9013 компаний меньше. И есть опасения, что по итогам 2020 года бизнес-ландшафт изменится в худшую сторону.

Задолженность перед бизнесом по оплате госконтрактов в Челябинской области — 150 миллионов рублей, в начале года она была 10 миллионов

Что же вызывает столь депрессивные настроения и какой помощи бизнес ждет от государства? Аппарат регионального бизнес-омбудсмена провел свой опрос и выяснил: местные предприниматели относят к числу основных проблем высокую налоговую нагрузку, взыскание налогов за истекший трехлетний период и изменение правоприменительной практики. Яркий пример - коллизии с налогом на добычу полезных ископаемых: законодательная база не претерпела изменений, зато кардинально изменилось ее применение, в результате чего целая отрасль по добыче щебня попадала в сложную ситуацию.

Судя по ответам, волнуют бизнесменов и перевод гражданско-правовых отношений в уголовную сферу, высокие тарифы естественных монополий, недостаточная эффективность мер господдержки на федеральном и региональном уровнях, реализация мусорной реформы, отмена ЕНВД с 2021 года.

В свою очередь, эксперты концентрируют внимание на росте задолженности перед бизнесом по оплате государственных и муниципальных контрактов. Ее сумма в Челябинской области сейчас составляет около 150 миллионов рублей, хотя в начале года была на уровне 10 миллионов. Основные должники - учреждения здравоохранения.

Впрочем, есть и позитивные сигналы. В качестве удачной меры господдержки эксперты называют субсидии на зарплату персонала в размере МРОТ, а также снижение ставки по упрощенной системе налогообложения, отсрочка арендных платежей за пользование госимуществом и ряд других. Хотя это не умаляет важности разработки новых мер и корректировки прежних.

Неоднозначна ситуация, к примеру, с банковскими кредитами. По данным Банка России на 24 июня текущего года, предприниматели Южного Урала направили в кредитные организации более 3,5 тысячи заявок на выдачу кредитов под два процента, 83 процента рассмотренных одобрено. Продолжают выдаваться также "зарплатные" кредиты под ноль процентов: южноуральские бизнесмены направили более 1,5 тысячи заявок, банки одобрили 80 процентов. Правда, на заседании общественного экспертного совета при уполномоченном прозвучали совсем другие цифры: одобряется 68 процентов заявок на кредиты под два процента и лишь половина заявок на кредиты для выдачи зарплаты.

Между тем, напоминает Александр Гончаров, "бизнес находится под давлением необходимости выплачивать заработок сотрудникам, хотя и выручка упала в разы, и заказчики по выполненным контрактам рассчитываются несвоевременно".

Улучшить общий фон, с точки зрения вице-председателя Челябинского областного отделения "Опоры России" Алексея Ларина, может решение вопроса с 90-дневной отсрочкой платежей малому и среднему бизнесу, которую практикуют крупные компании. Общественный представитель бизнес-омбудсмена по IT и связи Илья Таболин, в свою очередь, надеется на новые подходы к цифровой среде: процессы цифровизации не должны проводиться только за счет частного капитала, оптимальный вариант - создание государством специального портала для электронной отчетности по аналогии с сайтом госуслуг. Немало сторонников и у снижения тарифов на энергоресурсы для малого бизнеса при одновременной разработке механизма бюджетной компенсации выпадающих доходов естественным монополиям. Тем не менее защитники прав предпринимателей считают важнейшим вопросом упрощение налоговой системы - разработку соответствующих предложений решено вынести на ближайшее заседание научно-консультативного совета при бизнес-омбудсмене.

Об окончании кризиса, итожит Александр Гончаров, говорить рано, более ясная картина сложится после третьего квартала, хотя нельзя исключать любые сценарии. Но конструктивный диалог власти и бизнеса позволяет влиять на ситуацию.