- Компании предпочитают пользоваться поддержкой в рамках 106-ФЗ, по собственным программам реструктуризации банков подано всего 1500 заявлений. Объем кредитов, по которым отложены платежи, - 12,8 миллиарда рублей, в основном они выданы среднему бизнесу. А вот граждане, наоборот, предпочитают реструктуризировать свою долговую нагрузку по программам банков: таких обращений поступило 48,5 тысячи. Отсрочена уплата 13,3 миллиарда рублей, - сообщил руководитель Уральского ГУ Банка России Рустэм Марданов.
По его словам, ситуация в Свердловской области в последние две недели несколько отличается от общероссийской. Если в целом по стране количество обращений о предоставлении кредитных каникул снижается, то на Урале растет. Этот факт эксперт объясняет более разумным поведением заемщиков. Они не побежали в банки сразу, как только вышли федеральные законы, а собрали доказательства ухудшения финансового состояния.
По мнению банкиров, кредитные каникулы как форма господдержки оказались более востребованными, чем так называемая программа "одна треть", где отсрочка действует полгода, а проценты делятся на три равные части: две платит государство, одну - сам малый бизнес. Заинтересовала она всего 28 предпринимателей, реструктуризировано 262 миллиона рублей.
Также популярны у свердловского бизнеса кредиты под два процента годовых. Всего за месяц за льготными займами обратилось уже 5616 пострадавших от коронавируса компаний и социально ориентированных некоммерческих организаций. Суммарно они запросили 11,5 миллиарда рублей. Размер кредита рассчитывается по формуле: число сотрудников, умноженное на МРОТ (12 130 рублей) и на шесть месяцев. Если предприятие сохранит занятость на уровне 90 процентов, то ему спишут и тело долга, и проценты.
Через областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) реструктурирован 291 заем на сумму 486 миллионов рублей, но число желающих снижается.
- Мы как организация микрокредитования можем предоставить средства максимум на 36 месяцев. Заемщики понимают: чтобы уложиться в этот срок после шестимесячных каникул, платить придется больше, чем до них. Возможно, именно поэтому 34 предпринимателя уже отказались проводить реструктуризацию, - объясняет статистику Валерий Пиличев, заместитель председателя СОФПП.
Представители бизнес-ассоциаций тоже видят пробелы в финансовой поддержке.
- Нужно, чтобы госпрограммы коррелировали между собой, а Налоговый кодекс поддерживал эти начинания, иначе вместо помощи получаются дополнительные расходы. Например, списанные малому бизнесу проценты по кредитам облагаются налогом на прибыль. Минимум 20 процентов "льготы" теряется, - отмечает сопредседатель комиссии по налоговой и финансовой политике областного Союза промышленников и предпринимателей Мария Чумак.
Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Светлана Окулова считает, что не хватает четкого регламента взаимодействия между банками и клиентами: не всем удается договориться. ЦБ позволил бизнесу урегулировать вопросы через деловые ассоциации, но порядок этих действий до сих пор не принят, подчеркивает она.
Также в палате считают сроки оформления льготных кредитов слишком затянутыми. Так, один из детских санаториев Свердловской области ждал средств на поддержку занятости целый месяц. Именно столько банк и налоговая служба сверяли данные.
О четырех типичных затруднениях, возникающих при получении финансовой поддержки, говорит и свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх:
- Первое - выборочность при отнесении к пострадавшим отраслям. По данным мониторинга, проводимого аппаратом федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей, от пандемии фактически пострадали предприятия, относящиеся к 161 коду ОКВЭД, однако в федеральный перечень включены только 46, - подчеркивает она.
Во-вторых, с точки зрения бизнес-омбудсмена, отнесение к "пострадавшим" слишком формально. Компании часто не получают поддержку, поскольку нужный ОКВЭД у них записан не основным, а дополнительным. Показатели доходности во внимание не принимаются.
Третья проблема - это различные технические затруднения при обработке заявлений, некорректные данные из Пенсионного фонда. Несколько таких ситуаций удалось урегулировать в ручном режиме. Однако остался нерешенным другой вопрос: при оценке уровня занятости не берут во внимание фактические причины увольнения. Между тем по Трудовому кодексу работодатель может попрощаться с сотрудником по своей инициативе лишь в трех случаях, в девяти же все происходит по воле самого работника или не зависящим от сторон обстоятельствам. По сути, это провоцирует удерживать персонал искусственно. А если человек - отличный специалист и нашел более выгодное место?
Наконец, четвертая загвоздка - потенциальных получателей льготных кредитов банки проверяют по внутренним, неунифицированным правилам. Особенно часто отказывают ИП, у которых небольшая просрочка по потребительским кредитам, взятым на физлицо.