Поделиться

    На Урале многие компании не получили льготы по формальным причинам

    По данным Уральского ГУ Банка России, с 3 апреля по 23 июня за отсрочкой платежей, предоставленной пострадавшим от пандемии компаниям, обратилось 2601 юрлицо. Рассмотрено 95 процентов заявок, 74 процента одобрено. Физлицам отсрочки предоставлены на 2,3 миллиарда рублей, всего было подано 10 тысяч требований, процент одобренных составил 64.

    - Компании предпочитают пользоваться поддержкой в рамках 106-ФЗ, по собственным программам реструктуризации банков подано всего 1500 заявлений. Объем кредитов, по которым отложены платежи, - 12,8 миллиарда рублей, в основном они выданы среднему бизнесу. А вот граждане, наоборот, предпочитают реструктуризировать свою долговую нагрузку по программам банков: таких обращений поступило 48,5 тысячи. Отсрочена уплата 13,3 миллиарда рублей, - сообщил руководитель Уральского ГУ Банка России Рустэм Марданов.

    По его словам, ситуация в Свердловской области в последние две недели несколько отличается от общероссийской. Если в целом по стране количество обращений о предоставлении кредитных каникул снижается, то на Урале растет. Этот факт эксперт объясняет более разумным поведением заемщиков. Они не побежали в банки сразу, как только вышли федеральные законы, а собрали доказательства ухудшения финансового состояния.

    По мнению банкиров, кредитные каникулы как форма господдержки оказались более востребованными, чем так называемая программа "одна треть", где отсрочка действует полгода, а проценты делятся на три равные части: две платит государство, одну - сам малый бизнес. Заинтересовала она всего 28 предпринимателей, реструктуризировано 262 миллиона рублей.

    Также популярны у свердловского бизнеса кредиты под два процента годовых. Всего за месяц за льготными займами обратилось уже 5616 пострадавших от коронавируса компаний и социально ориентированных некоммерческих организаций. Суммарно они запросили 11,5 миллиарда рублей. Размер кредита рассчитывается по формуле: число сотрудников, умноженное на МРОТ (12 130 рублей) и на шесть месяцев. Если предприятие сохранит занятость на уровне 90 процентов, то ему спишут и тело долга, и проценты.

    Через областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) реструктурирован 291 заем на сумму 486 миллионов рублей, но число желающих снижается.

    - Мы как организация микрокредитования можем предоставить средства максимум на 36 месяцев. Заемщики понимают: чтобы уложиться в этот срок после шестимесячных каникул, платить придется больше, чем до них. Возможно, именно поэтому 34 предпринимателя уже отказались проводить реструктуризацию, - объясняет статистику Валерий Пиличев, заместитель председателя СОФПП.

    Представители бизнес-ассоциаций тоже видят пробелы в финансовой поддержке.

    - Нужно, чтобы госпрограммы коррелировали между собой, а Налоговый кодекс поддерживал эти начинания, иначе вместо помощи получаются дополнительные расходы. Например, списанные малому бизнесу проценты по кредитам облагаются налогом на прибыль. Минимум 20 процентов "льготы" теряется, - отмечает сопредседатель комиссии по налоговой и финансовой политике областного Союза промышленников и предпринимателей Мария Чумак.

    Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Светлана Окулова считает, что не хватает четкого регламента взаимодействия между банками и клиентами: не всем удается договориться. ЦБ позволил бизнесу урегулировать вопросы через деловые ассоциации, но порядок этих действий до сих пор не принят, подчеркивает она.

    Также в палате считают сроки оформления льготных кредитов слишком затянутыми. Так, один из детских санаториев Свердловской области ждал средств на поддержку занятости целый месяц. Именно столько банк и налоговая служба сверяли данные.

    О четырех типичных затруднениях, возникающих при получении финансовой поддержки, говорит и свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх:

    - Первое - выборочность при отнесении к пострадавшим отраслям. По данным мониторинга, проводимого аппаратом федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей, от пандемии фактически пострадали предприятия, относящиеся к 161 коду ОКВЭД, однако в федеральный перечень включены только 46, - подчеркивает она.

    Во-вторых, с точки зрения бизнес-омбудсмена, отнесение к "пострадавшим" слишком формально. Компании часто не получают поддержку, поскольку нужный ОКВЭД у них записан не основным, а дополнительным. Показатели доходности во внимание не принимаются.

    Третья проблема - это различные технические затруднения при обработке заявлений, некорректные данные из Пенсионного фонда. Несколько таких ситуаций удалось урегулировать в ручном режиме. Однако остался нерешенным другой вопрос: при оценке уровня занятости не берут во внимание фактические причины увольнения. Между тем по Трудовому кодексу работодатель может попрощаться с сотрудником по своей инициативе лишь в трех случаях, в девяти же все происходит по воле самого работника или не зависящим от сторон обстоятельствам. По сути, это провоцирует удерживать персонал искусственно. А если человек - отличный специалист и нашел более выгодное место?

    Наконец, четвертая загвоздка - потенциальных получателей льготных кредитов банки проверяют по внутренним, неунифицированным правилам. Особенно часто отказывают ИП, у которых небольшая просрочка по потребительским кредитам, взятым на физлицо.

    Поделиться