Реальная картина
Среди утвержденных изменений есть несколько заслуживающих особого внимания.
К примеру, норма, обязывающая изготовителя продукции, исполнителя услуги или продавца товара своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, если тот обратится за ней дистанционно.
Кроме того, вводится запрет на ограничение покупателя в выборе способа оплаты при расчете. Теперь клиент будет сам решать, как платить - посредством банковских платежных карт, электронных денежных средств или наличными.
- В марте 2020 года мы инициировали формирование в республике Единого реестра организаций по защите прав потребителей, - рассказал заместитель министра экономики КР Бекболот Алиев. - Это поможет получить реальную картину сложившейся в стране ситуации и привести местные нормативные акты в соответствие с требованиями, действующими на территории Евразийского экономического пространства. Сегодня вопросами защиты прав потребителей в республике занимается в основном Государственная служба антимонопольного регулирования. Она единственная, в которой есть конкретное подразделение, работающее в этой области. Во всех остальных госструктурах данные обязанности распределяются в виде дополнительной, но вовсе не обязательной к исполнению нагрузки.
По мнению народных избранников, отсутствие единого органа является причиной того, что сегодня защитой прав потребителей в Киргизии занимаются все и никто конкретно. Именно поэтому и было предложено определить конкретную структуру, в чьи компетенции бы входила эта важная функция.
Особая надежда у разработчиков документа на то, что поправки, прежде всего, позволят уверенно представлять сторону потребителей в судебных органах. Сегодня в Киргизии, как оказалось, это делать крайне сложно, поскольку суды в таких случаях часто выносят решение о превышении госструктурами их компетенций.
Не успевают решать проблемы
Согласно информации Судебного департамента КР, в 2018 году суды по всей республике рассмотрели меньше сотни материалов, касающихся защиты прав потребителей. Примерно столько же в прошлом году.
По данным министерства экономики, в 2019-м в целом в Киргизии по всем направлениям рассмотрели 329 заявлений от потребителей и провели 126 визуальных осмотров. Выявлено 405 нарушений, из которых 224 устранены в добровольном порядке.
Больше всего у парламентариев претензий к антимонопольной службе. Они критикуют эту структуру за крайне низкие показатели в работе по защите прав потребителей.
- Реально этим занимаются всего 15 человек, - возмущается депутат Аалы Карашев. - Решать проблемы они не успевают. К примеру, сегодня в аптеках прочесть инструкцию к лекарствам невозможно. Это не могут сделать даже молодые люди, у которых со зрением все в порядке. Я уже не говорю о стариках.
Аалы Карашев подсчитал, что в год на зарплату сотрудников службы уходит около двух миллионов сомов, а от выписанных ими штрафов в казну поступает всего около 300 тысяч сомов.
Опыт России
Есть и другая, более печальная статистика. До 2010 года в республике на каждом крупном рынке и в торговом центре работали общества по защите прав потребителей, куда любой гражданин, которому была оказана некачественная услуга или продан испорченный товар, мог обратиться за юридической помощью. Сейчас такие специалисты тоже есть, но их количество сократилось до одного человека в каждой районной администрации.
- Ситуация сегодня складывается так, что защита прав предпринимателей у нас осуществляется на государственном уровне, а вот о потребителях чиновники забыли, - рассказал юрист Дамир Асылбеков. - Полномочия по защите прав потребителей распылили по разным ведомствам, у которых в то же время нет реальных рычагов воздействия. Получается, у семи нянек - дитя без глазу. Думаю, что Киргизии будет важен опыт России в этой сфере, например как работает Роспотребнадзор. Эта структура не наделена статусом правоохранительного органа, однако обладает серьезными полномочиями. Причем работает она открыто. На сайте есть вся необходимая информация. Так что, если подобная организация появится у нас, то мы только выиграем. Допускаю, многие сегодня скажут: будет создан очередной коррупционный механизм. Чтобы этого не случилось, нужно предусмотреть все и заранее пресечь любые лазейки.
В то же время, по мнению главы общественного объединения по защите потребителей "Манас" Ларисы Якубенко, в Киргизии достаточно хороших законов, с помощью которых можно отстоять право людей на получение качественных услуг или товаров. Проблема в том, что они не работают, следить за их исполнением некому, а обыватели не знают, куда обратиться.
- Представьте себе ситуацию, что некая компания заключила с частным лицом договор об оказании услуги и не выполнила условия, - объяснила Лариса Якубенко. - Человек понес убытки. Как он может доказать свою правоту, когда ему противостоит армия профессиональных юристов компании? Конечно, он тоже может нанять адвоката и обратиться в суд, но рассмотрение таких дел длится годами. Время на стороне компании, обладающей, в отличие от истца, достаточными ресурсами.
Виктор Горев, глава общественного объединения по защите прав потребителей:
- Введенный в республике мораторий на проверку предпринимателей - это предательство интересов потребителей. Почему бизнес должен развиваться за счет предоставления некачественных и небезопасных услуг и товаров людям? В стране не проводится системная работа по защите прав потребителей. В городе при мэрии был уполномоченный орган. Его закрыли. Антимонопольщиков законодательно лишили права проводить внеплановые проверки, они не могут изымать товар.