От Астрахани до Знаменска - 355 километров, так что жителям военного городка гораздо ближе Волгоград, куда они и наведываются лечиться. Платно. В местной поликлинике врачей не хватает.
- У нас раньше был всего один терапевт, невозможно пробиться, люди в обморок падали под дверью кабинета, - рассказала "РГ" 52-летняя местная жительница Татьяна Гафарова. - А когда Знаменск вошел в программу "Земский доктор", влилась свежая кровь: врачи начали потихоньку приезжать.
В самом деле если раньше миллионы давали врачам только в селах, в 2018 году в программу включили и небольшие, с населением до 50 тысяч человек, города. И в Знаменск приехали сразу пять медиков: гинеколог, педиатр, три терапевта, среди которых и Любовь Сальникова.
Сейчас три терапевта делят между собой восемь участков. Любовь Александровна к тому же наблюдает пациентов в стационаре и работает врачом в отделении функциональной диагностики. Для Знаменска это дело обычное. Например, хирург одновременно работает урологом, стоматолог - ортопедом.
- Когда Любовь Александровна приехала, у нас уволился эндокринолог, и пока нового не взяли, мы к ней все ходили, - говорит Татьяна Гафарова. - Она профессиональный и внимательный доктор, очень жалко, если уйдет.
Любовь Сальникова, участковый терапевт с 16-летним стажем и обладатель почетной грамоты Минздрава России, к переезду в Знаменск готовилась основательно. Сначала поехала в город "на разведку": сходила в отдел кадров, к главврачу, убедилась, что программа действует, а ее специальность есть в списке должностей, по которым дают миллионную компенсацию для поощрения и оплаты расходов на переезд.
- Мне сказали: "Миллион по программе вас уже ждет, только устройтесь, в городе острая нехватка терапевтов!" - вспоминает она.
Но, когда в ноябре 2018 года врач перевезла вещи, устроила двух своих сыновей в детский сад и вышла на работу, пошли совсем другие разговоры.
- И главврач, и начальник отдела кадров стали объяснять: конец года, деньги в минздраве кончились. Сказали, что право на выплату у меня никто не отнимет, но вот именно сейчас денег нет, передавать документы на оформление миллиона будем в следующем году, - рассказала Любовь Сальникова.
Сейчас главврач Дмитрий Жмыхов этот факт отрицает:
- О чем вы говорите, какой смысл мне не передавать документы? - заявил он в беседе с корреспондентом "РГ". - Нужно было собрать справки, открыть счет, вот эти все дела сделать, понимаете?
- Документы она подала в положенном году, - внесла ясность начальник отдела кадров больницы Ксения Власова, - а заявление не писала. Сами понимаете: человек не написал заявление, не указал расчетный счет, на который перечисляется миллион... Мы ждали, торопили ее, но не заставлять же человека писать под дулом пистолета.
- По-вашему, врач передумала подавать заявление? - удивляюсь я.
- Она могла написать его не у нас, а у главврача или отправить по почте в министерство, - предположила кадровик.
Нет, ни в какой минздрав свое заявление Любовь Сальникова не пересылала. Она знала, что по утвержденному облправительством порядку земский врач подает документы в медучреждение, которое и отдает их в министерство, причем в течение трех рабочих дней.
- Я в апреле приехала, у меня три месяца принимали документы, - рассказала "РГ" участковый терапевт этой же поликлиники Юлия Куманева, переехавшая из Калуги. - Я несколько раз заявление переписывала: что-то у них там менялось, кажется, министр. Уже муж стал переживать: "что-то тут нездоровое"... Но в итоге миллион дали.
У хирурга Мухтара Шаккерамова, переехавшего в Знаменск из Астрахани, заявление вообще не приняли.
- Я устроился 6 марта 2018 года, подошел к главврачу: "Как насчет миллиона?" А он: "Эти вопросы - к отделу кадров", - вспоминает Мухтар Шаккерамов. - А там говорят: "Мне о вас ничего не сказано". Спустя неделю пришел снова. Мне сказали: "Мы вместо хирурга гинекологу миллион отдаем". Я и разбираться дальше не стал.
Еще одну историю отказа в миллионе поведал "РГ" стоматолог знаменской больницы Николай Новоселов:
- Я жил в поселке Капьяр и приезжал в Знаменск на работу. Окончил университет, стал врачом-стоматологом и подал документы на вакансию, которая была в реестре. Меня приняли, и я тогда переехал. Но мне отказали в миллионе, посчитав, что я не прибыл, так как уже работал в этой больнице. Я думаю, мы с Сальниковой просто попали в такое время, когда в бюджете не было денег.
Любовь Сальникова смогла написать свое заявление только через полгода после приезда, в мае 2019-го. Ответ пришел быстро: выплата в 2019 году дается врачам, переехавшим в том же году. Сальникова тут же переписала заявление, сообщив, что просит деньги за 2018 год. И миллион наконец одобрили.
- Моему счастью не было предела, - рассказывает Любовь Сальникова, - а буквально через несколько дней минздрав снова прислал письмо: мол, извините, техническая ошибка.
На судебном процессе юрист министерства отрицал право Любови Сальниковой на выплату. И Ленинский районный суд принял доводы чиновников. В минздраве "РГ" сообщили, что на суде министерство реализовало "право на подачу возражений". Всего в 2018 году земский миллион в Астраханской области отказались выплатить 18 медикам, в 2019-м - еще шести. Среди причин - несоответствие пресловутому условию "год в год". Знали ли об этом врачи, когда подавали документы?
Сейчас Любовь Сальникова подает апелляционную жалобу в облсуд, а облпрокуратура по фактам отказа земскому врачу инициировала проверку. Коллеги Сальникову поддерживают, считают, что ей просто не повезло, так как она устроилась на работу в конце года. Удерживать в Знаменске ее теперь не могут: нет выплаты - нет и договора об обязательной пятилетней отработке, полтора года из которых она уже "отслужила".
Но Любови не хочется уезжать. Ей понравился уютный Знаменск, в котором очень хорошо семьям с детьми: есть парки, спорткомплекс с бассейном и единственный в регионе музей космонавтики. А благодаря тому, что в городе живет много офицеров, на улицах очень спокойно, даже водители не гоняют по дорогам.
Но обида осталась.
- Я спросила у юриста минздрава на суде: если я уеду, опять останется два терапевта, людям-то как быть, пациенты же не виноваты? - рассказывает Сальникова. - А он ответил, что это вопросы не по существу и их задавать не надо.
"В законодательстве много аспектов, которые не урегулированы, и в таких ситуациях решение суд принимает под свою ответственность, - объяснили "РГ" в аппарате уполномоченного по правам человека Астраханской области. - На наш взгляд, если человек был принят на работу и соответствовал требованиям, выплата должна быть произведена".
Евгений Колточник, юрист:
- Земский миллион Любови Сальниковой положен, так как, согласно постановлению Конституционного суда России, если право на социальную выплату возникло, оно не теряется, - сообщил "РГ" юрист Евгений Колточник, который представляет интересы Любови Сальниковой в суде. - Но что мы видим в Астраханской области? Региональные власти своим постановлением вводят ограничение, определяя следующий порядок предоставления земских выплат: в 2018 году - медработникам, прибывшим в 2018 году, в 2019 году - прибывшим в 2019 году и так далее.
По этому же постановлению, медработник должен подать документы не напрямую в минздрав, который является исполнителем обязательств по выплате, а в медучреждение, куда его приняли на работу. Зачем этот коррупциогенный фактор - препятствие в виде посредника? Как врач потом докажет, что документы предоставлял? Так что я считаю, что порядок предоставления выплат в регионе принят с нарушениями и этим должна заняться прокуратура.
Что делать Любови Сальниковой дальше? Судиться. Число дел о невыплате земского миллиона в регионах растет: есть судебные процессы в Оренбургской, в Челябинской области. Считаю, что назрела необходимость определить на федеральном уровне куратора программы "Земский врач", который бы разъяснял в регионах нормы применения этой программы и помогал врачам защищать свои права.