15.07.2020 04:33
    Поделиться

    В Киргизии пытаются бороться со спекуляцией на лекарствах

    Темир Сыдыкбеков
    Громкий коррупционный скандал вспыхнул в Киргизии на фоне пандемии. Его фигурантами выступают бывшие министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев и вице-премьер Алтынай Омурбекова. Чиновников не так давно отправили в отставку в связи с неспособностью остановить распространение опасной инфекции. Но сейчас им инкриминируют лоббирование интересов отдельных фармацевтических компаний, что, как предполагается, привело к спекуляциям на внутреннем рынке. Космосбека Чолпонбаева, кроме того, подозревают в причастности к продаже за рубеж средств индивидуальной защиты и медицинских масок.

    Действительно ли бывшие чиновники виновны в инкриминированных им деяниях, выяснится в рамках расследования, начатого Госслужбой по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП). Тем временем невиданный ажиотаж на местном рынке, вызванный резким ростом заболевших коронавирусной инфекцией и пневмонией, на самом деле привел к спекуляциям на медицинских препаратах. ГСБЭП грозит владельцам аптечных сетей ответственностью, но пока стабилизировать цены на медикаменты не смог.

    Цены - вверх!

    Как утверждают в Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями, цены на ряд важных медицинских препаратов на рынке Киргизии в течение последних недель выросли в несколько раз. Силовикам удалось документально установить этот факт в результате контрольных закупок. Но, впрочем, новостью для большинства бишкекчан это не стало. Немногим ранее в тот же ГСБЭП неоднократно обращались с заявлениями как простые граждане, так и несколько общественных организаций.

    - Еще две-три недели назад известный противовирусный препарат стоил в аптеке около 250 сомов, - сетует 35-летняя жительница Бишкека Алтынай. - Мы с мужем хотели купить, но потом решили этого не делать. Никто из близких не болел, а препарат мог понадобиться кому-то другому. Но затем цена выросла до 750 сомов. Если честно, жалею, что не купила на всякий случай раньше.

    Таких, как Алтынай, оказалось большинство. Тогда как активное меньшинство в то же самое время сметало с полок аптек огромное количество препаратов и медицинских изделий. И если в первые недели пандемии кто-то запасался масками и перчатками, то в конце июня - начале июля скупали уже левофлоксацин, азитромицин, физраствор, ингавирин, арбидол, гроприносин, азитромицин, эргоферон, анаферон, цефтриаксон, системы для капельниц, кислородные подушки и даже парацетамол и ряд других лекарств.

    Чтобы сбить градус напряжения и цены, силовики пошли на жесткие меры. В Бишкеке задержали несколько человек, продававших дефицитные препараты из-под полы и, соответственно, значительно дороже, чем некогда было в аптеках. В отношении представителей по меньшей мере трех фармацевтических компаний возбудили уголовные дела. Но чем они закончатся, пока неясно. Тем более что в целом, как выяснилось, та же ГСБЭП не располагает реальными инструментами для того, что повлиять на ценовую политику. Оказалось, что у ведомства просто нет таких полномочий, а владельцы тех же аптек нередко ссылались на то, что стоимость возросла из-за поставщиков. Да и в целом цены на медпрепараты относятся к компетенции не силовой структуры, а Госагентства антимонопольного регулирования и департамента лекарственного обеспечения.

    На карте - жизни

    Департамент лекарственного обеспечения (ДЛО) отреагировал на происходящее предупреждающим заявлением, в котором сообщил о начатом досудебном производстве по фактам завышения цен. В ведомстве подчеркнули, что все сигналы о спекуляциях фиксируются, а затем по ним будут проводиться предметные разбирательства с изучением финансовой деятельности той или иной фирмы.

    - На карту поставлены человеческие жизни, - напомнили в департаменте. - В условиях "войны" с коронавирусом, когда врачи на передовой, рискуя, бьются за жизнь граждан, абсолютно все представители фармацевтического бизнеса должны проявить высокую гражданскую сознательность и не наживаться, пользуясь случаем. Ведь тень падает и на добросовестных представителей данной отрасли.

    ДЛО пригрозил фармацевтическим компаниям отзывом лицензий. Примерно с тем же посылом выступила мэрия столицы, заявив, что владельцев аптек, в которых выявлено завышение цен на лекарства, накажут. Однако пока мэрия ограничилась проведением встречи с представителями бизнеса, на которой с помощью сотрудников правоохранительных органов и ГСБЭП попыталась разобраться в причинах происходящего. Фармацевты вновь заверили чиновников, что ценовая политика зависит вовсе не от точек реализации, а от поставщиков.

    - Муниципалитет Бишкека в обязательном порядке отработает этот вопрос с поставщиками, которые забыли о морали в эпоху пандемии, - подытожили в мэрии. Да и только. Жители столицы и регионов тем временем пытаются справиться с ситуацией сами. Чтобы достать необходимые лекарства, многие жители Киргизии обращаются к знакомым или родственникам, находящимся в России. Те пересылают их с людьми, возвращающимися на родину. Но, конечно же, подобные возможности есть не у всех.

    Введут госконтроль?

    В бессилии сделать что-либо действенное в краткосрочной перспективе неожиданно расписалось правительство. Кабинет министров уже на своем уровне попытался уговорить фармацевтические компании сделать цены на лекарства приемлемыми для большинства граждан. Те в свою очередь озвучили ряд своих предложений. Правительство попросили упростить процедуру сертификации лекарств и правила их ввоза, а также сократить частоту проверок со стороны фискальных и правоохранительных органов.

    Вице-премьер Акрам Мадумаров, встречавшийся с представителями фармацевтических компаний, заверил, что их предложения рассмотрит Республиканский оперативный штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией. Правительство, по его словам, готово помочь и в заключении прямых договоров с производителями необходимых препаратов. Но власти ждут ответных шагов. Если же их не будет, кабинету министров придется принимать меры исходя из своего понимания ситуации.

    Какими могут быть эти меры, рассказал уже сам премьер Кубатбек Боронов. Он заявил, что если фармацевтические компании не снизят стоимость лекарств, правительству придется взять ценовую политику под государственный контроль. К слову, нечто подобное немногим ранее предлагал минздрав. В ведомстве даже подготовили соответствующий проект постановления правительства, согласно которому в Киргизии могут ввести временное регулирование цен на лекарства и медизделия, входящие в перечень для лечения COVID-19.

    - Люди до сих пор не могут найти некоторые препараты, цены тоже завышены, - возмутился премьер.

    Тем временем

    Силовики пресекли очередную попытку вывоза за пределы Киргизии партии противовирусных препаратов. Микроавтобус, набитый упаковками лекарств, остановили на границе с Казахстаном. Водителя - гражданина соседней страны - подозревают в контрабанде медикаментов.

    Мнение

    Айша Сулайманова, начальник сектора мониторинга цен Департамента лекарственного обеспечения минздрава КР:

    - Среди причин повышения цен на лекарства можно назвать тот факт, что большинство лекарственных средств в республику импортируется из других стран. В некоторых из них предприятия закрывали на карантин. К тому же цены сильно зависят от курса доллара.

    Эрнис Асанов, глава Фармацевтического союза КР:

    - Удержать стоимость лекарств очень трудно. Почему? Они закупаются за рубежом за резервную валюту. Курс доллара раньше составлял 67-70 сомов, а в последнее время поднимался до 80. Кроме того, влияние оказывают и ограничения в доставке. Авиасообщение между странами было практически прервано, а транспортировка железной дорогой или автомобилями занимает больше времени.

    Поделиться