В гостях у "РГ" - член Российской гильдии каскадеров Фархат Косимов.
Откуда такой интерес к боевым традициям предков?
Фархат Косимов: Он появился, когда я познакомился с трудами российского ученого Юлия Худякова, а вообще, боевыми искусствами стал заниматься лет с десяти. Я рос единственным ребенком у матери. Маленький, худенький мальчишка в своем дворе был постоянным объектом для насмешек сверстников. Защитить было некому. Ни отца, ни старшего брата. Тогда мама взяла меня за руку и привела в секцию единоборств Мырзабека Алиева, искренне веря в то, что сына научат, как постоять за себя. Правда, после нескольких тренировок я сбежал от наставника. Нагрузки показались чрезмерными, и не было уверенности, что смогу когда-либо их освоить и стать сильным.
Тогда тренер сам пришел к нам домой. Мы проговорили с глазу на глаз несколько часов. Этим поступком он словно подсказал, что я на верном жизненном пути. Потом я занимался борьбой, дзюдо, боксом, пробовал себя в других видах спорта, а остановил выбор на карате. В 2016-м вплотную занялся историческим фехтованием и искусством джигитовки, стрельбой из традиционного лука. Потом были соревнования на Третьих Играх кочевников. Кстати, в показательных выступлениях участвовала и моя супруга.
У Мырзабека Алиева я научился прикладным боевым искусствам, работать с кинжалом и саблей. Это помогло мне овладеть более совершенной техникой боя.
А вообще, мне кажется обязательным, чтобы молодые люди воспринимали боевые искусства предков не как способ выяснять отношения друг с другом или для использования их в криминальных делах. Важно понимать, что истинные воины - прежде всего, благородные рыцари, которые защищают дом и близких от опасности.
В чем же особенность боевых искусств кочевников?
Фархат Косимов: Сотни лет назад киргизские аксакалы отбирали на бой с чужеземцами самых отчаянных джигитов. На землю клали монету, и всадник должен был ее на скаку схватить. Это являлось показателем ловкости. На скаку джигит должен был попасть из лука в небольшой мешочек, подвешенный на копье. Так выявляли метких. В общем, при подготовке к походу учитывалось все до мелочей. Как лучше закрепить стрелы на седле лошади или как удобнее держать саблю. Летящие со скоростью звука стрелы, острые клинки, бьющие точно в цель ножи, способность выживания в голой степи, уважение к старшим, трогательная забота о младших и снисхождение к побежденному противнику - это смысл жизни и кодекс чести кочевника.
Кстати, когда я был в Венгрии на фестивале, мне подарили реконструированную саблю гуннов. Там же получил сертификат инструктора прикладных боевых искусств мадьяров - предков Атиллы.
Мы с моей командой участвовали в крупных фестивалях в Казахстане, Турции и Венгрии. Кроме того, я являюсь менеджером каскадерской группы "Джигиты Азии", которую возглавляют ученики Усена Кудайбергенова и братья Карим и Батыр Исраиловы. Они гении джигитовки.
Кроме искусства верховой езды и стрельбы, вы часто используете трюки с огнем. Потому что это эффектное шоу?
Фархат Косимов: Отчасти да, но в большей степени все же кажется, что эта стихия - мой покровитель. Огонь в древности считался символом силы, смелости, победы над тьмой, так как несет в себе свет и тепло. Да и в характере есть что-то от него. Если дело интересное - загораюсь быстро, а если не получается - угасаю, но в душе продолжают тлеть угли, и если подбросить вдохновения, снова вспыхнет.
На Играх кочевников большой фурор произвели огненные всадники. Это каскадерский трюк?
Фархат Косимов: Конечно же, трюк. Его придумал знаменитый каскадер Усен Кудайбергенов еще в 1980-х годах. Но и спустя десятилетия зрелище остается очень эффектным. В этом и могли убедиться несколько тысяч зрителей, собравшихся на трибунах. А как иначе, если вдруг гаснет свет, арена погружается в кромешную темноту, но спустя мгновение по беговым дорожкам проносятся живые факелы?
Исполняли этот номер под руководством нашего прославленного каскадера Эдиля Молдалиева. Подготовка была долгой. Ведь если человек понимает, что защищен от огня во время исполнения номера, то как убедить в этом лошадь. Кроме того, необходимо позаботиться не только о безопасности всадника, но и о защите четвероногого друга. Было решено накрыть крупы лошадей одеялами, пропитанными обычной глиной. Чтобы пламя было ярким и сильным, решили использовать специальный гель. Его наносят на каркас, который и надевает на себя всадник. Именно металлическая конструкция принимает на себя основной жар.
Конечно, в древности таких приспособлений не было, но огненные всадники все же были. Правда, они не поджигали себя и лошадь, а использовали факелы: два высоких за спиной и два в руке. Этот прием больше применялся для психологического подавления противника. Представьте: голая степь, ночь, и вдруг словно из-под земли на вас летит огонь.
А были ли среди кочевников амазонки?
Фархат Косимов: Не знаю, можно ли их назвать амазонками, но когда в роду не оставалось мужчин, то женщины брали оружие и защищали детей и дом, становясь таким образом настоящими воительницами. Иногда они сражались бок о бок с мужьями. К примеру, Каныкей - супруга легендарного Манаса - является идеалом красоты и мудрости для киргизских женщин. Однако она была отличной наездницей, стреляла из лука не хуже мужчин и прекрасно владела саблей. Да чего ходить далеко? У меня дома две воительницы. Жена владеет луком наравне со мной, а дочь, которой всего десять лет, искусная наездница и тоже великолепно стреляет.
Сложно передавать такие знания молодому поколению, которое больше привыкло к смартфонам?
Фархад Косимов: Многие ребята на самом деле интересуются прошлым и предками, и я, признаюсь, очень рад. Ведь у воинов-кочевников много славных традиций, которые и сегодня позволяют воспитать в человеке стойкость, благородство, смелость и, главное - любовь к Родине.
Это не какие-то пафосные слова. Сегодня мои ребята уже многое умеют. Например, могут определить по поясу кочевника, к какому роду принадлежит его обладатель, в каких походах участвовал. Знают все об оружии. Например, что саблю нельзя брать за лезвие, что передается это оружие по мужской линии старшему в роду и служит для защиты рода и дома. Для боя клинки делались индивидуально под каждого воина.
Они умеют вручную сделать даже мешок кочевника. Он изготавливается по специальной технологии, которая не менялась с древних времен. Воины носили в нем наконечники для стрел, говяжьи жилы, которые использовались как тетива для лука или для того, чтобы что-то скрепить.