По численности - это капля в море, но очень уж необычная капля.
Воззрения язычников иногда просятся в сборник юмористических рассказов. Боксер Александр Поветкин, например, рассказывает о рождении своей веры после просмотра мультфильма. И в свои гуру неоязычники часто записывают юмориста Михаила Задорнова (перед смертью, правда, не побежавшего искать священные дубы, а позвавшего известного православного священника, чтобы исповедоваться и причаститься). А некоторые адепты неоязычества прямо признают, что никаких богословских и просто книжных источников своей веры они не нашли, что она ими выдумана, но "боги нас простят".
Однако юмор юмором, но дело кончается подложенными в православные храмы бомбами, их поджогами, спиливанием поклонных крестов, а также убитыми в Санкт-Петербурге выходцами из Средней Азии. В крайних вариантах - это "религия" людей без сердца и без головы.
Судя по региональным соцопросам и анкетированию, большинство называющих себя неоязычниками учатся в ПТУ и колледжах. Многие занимаются спортом. Качают мышцы, не задумываясь о содержании того, что у тебя в голове.
Неоязычники стараются вписаться в социум, принимая активное участие в местных этнических фестивалях и смело подавая заявки на свое участие в муниципальные органы власти. Органы эти обычно не очень щепетильны, и "нет" неоязычникам говорят, когда уж получают совсем неудобоваримые предложения, как, например, поставить в мирных городских парках языческие фаллические символы.
Наиболее активное общение и вербовки неоязычники обычно разворачивают в соцсети "ВКонтакте". И с самого начала не невинные разговоры часто заканчиваются обысками и уголовными делами, как это было, например, с "Детьми Перуна".
"Мы не специалисты по субкультурам, - подчеркивает иерей Александр Кузьмин из Борисоглебского храма в Саратове, - но занимаемся деструктивными сектами, вредящими государству и человеку".
Неоязычники часто являются питательной средой для такой деструктивности.
Поговаривают, что это наспех сляпанный и внедренный проект, специально и финансируемый Англией и Францией, но всякая конспирологическая версия по части убедительности часто сродни неоязыческим воззрениям.
История со старцем Сергием (Романовым) в Среднеуральском монастыре и необычное, не очень христианское поведение молодых монахинь в нем, а также казаков (хоть вроде бы и не реестровых), по мнению экспертов, тоже заставляет задумываться, если не о неоязыческих началах, то о возможной инспирированности этой истории.
Главная фишка неоязычников - невероятная примитивность. Но она оказывается привлекательной, и это вызов.