27.07.2020 18:40
    Поделиться

    Почему высоковольтные провода продолжают убивать людей и самолеты

    За месяц с небольшим в России из-за столкновения с проводами ЛЭП разбились три легкомоторных самолета. "Крайняя", на языке летчиков, авиакатастрофа произошла 25 июля в Курской области, где самолет занимался обработкой с воздуха полей. Пилот погиб.

    13 июля аналогичная трагедия случилась в Нижегородской области с Ан-2, принадлежащим ООО "Зевс-Авиа". В Приволжской транспортной прокуратуре сообщили: "По предварительным данным, воздушное судно использовалось для обработки сельхозугодий. В результате падения воздушного судна после столкновения с линией электропередач один человек погиб, другой с ожогами доставлен в медучреждение".

    Кстати, по данным Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", это не первое в Нижегородской области столкновение с проводами, в результате которого гибнут люди. Так, 22 марта 2012 года частный вертолет Bell 407 RA-01931 в светлое время суток не смог разойтись с одним из проводов воздушной ЛЭП, проходящей через реку Волга. И упал в реку.

    А 11 июля с.г. трагедия с легкомоторником произошла в Рязанской области: пилот не справился с управлением и тоже задел линию электропередач…

    Эксперты в области безопасности полетов не первый год бьют во все колокола: Россия остается одной из немногих стран мира, где вопреки стандартам ИКАО не решен вопрос маркировки высоковольтных проводов ЛЭП. Линии электропередач не маркированы шарами, позволяющими видеть их в светлое время суток, не маркированы светящимися элементами, позволяющими видеть их в темное время суток; не нанесены на аэронавигационные карты.

    Напомним: именно из-за того, что вертолет Ми-8 зацепился за ЛЭП, в Красноярском крае 28 апреля 2002 года погиб глава региона Александр Лебедь и еще семь человек. Выживших летчиков обвинили тогда в нарушении правил безопасности полетов. Через пять лет, 28 июля 2007 года в Удмуртии зацепился лопастями за провода Robinson R-44. Машина упала в водохранилище. Погибли пять человек, включая руководителя фракции "Единой России" в госсовете Удмуртии Данила Белоголовкина и члена госсовета Алексея Титова.

    А сколько было других смертей в проводах! Почему история ничему не учит?.. Еще в 2015 году Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов" направило письмо председателю Правительства РФ о необходимости ликвидации одной из главных причин столкновений воздушных судов с ЛЭП - отсутствия дневной и ночной маркировки высоковольтных проводов. Что противоречит стандартам ИКАО. Копия письма была направлена генеральному прокурору в порядке надзора за обеспечением безопасности полетов.

    "Результат? Минэнерго выпустило три стандарта по маркировке ЛЭП, а комитет по транспорту Госдумы - соответствующий законопроект. Однако на этом вся работа закончилась. К сожалению, законопроект застрял. Федеральные авиационные правила остались без изменения, на аэронавигационных картах даже в районе международных аэродромов ЛЭП не обозначены. Это крайне опасно", - говорит президент МКАА "Безопаcность Полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников.

    Эксперты с надеждой ждут, что в Воздушном кодексе появится требование о маркировке линий электропередачи (ЛЭП) высотой более 50 м. Специальные оранжевые шары не менее 60 см на проводах позволят предотвращать столкновения с ЛЭП воздушных судов. Расстояние между двумя маркерами не должно будет превышать 30-40 м. Информацию о новых подобных линиях необходимо будет предоставлять национальному аэронавигационному провайдеру. Сейчас такого требования нет - нередко пилоты не видят эти препятствия ни визуально, ни на своих картах.

    Не надо забывать, что фактор опасности существует не только для полетов гражданской авиации, но и для авиации Минобороны, а также других ведомств, подчеркивают специалисты в области безопасности полетов.

    Поделиться