В Киргизии ищут оптимальный маршрут для железной дороги из Китая

Трехсторонняя экспертная группа Китая, Киргизии и Узбекистана ведет обсуждение оптимального маршрута железной дороги, транзитный участок которой должен пройти по Тянь-Шаню. Как утверждает глава минтранса КР Жанат Бейшенов, консультации ведутся и на уровне министров.

По словам президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова, политическое решение по проекту принято всеми заинтересованными сторонами. Дело - за согласованием технических деталей.

Речь, в частности, идет о ширине колеи (Китай использует так называемую "узкоколейку"), маршруте и размещении транспортно-логистического узла на Тянь-Шане.

В республике строительство транзитного участка называют стратегически важным, что подчеркивает и глава Киргизии Сооронбай Жээнбеков. Ожидается, что открытие железнодорожного сообщения удешевит товары, поступающие из Китая, увеличит грузопоток и поступления в местный бюджет. Кроме того, как предполагается, ветка из КНР позволит горной республике решить более важные задачи.

- Нам эта железная дорога нужна как воздух, - заявил президент республики. - У нас нет выхода к морю, и в условиях пандемии мы остались "взаперти". Были закрыты границы, и появилась угроза не только экономической, но и продовольственной безопасности.

Несмотря на "стратегическую важность", сам проект обсуждается сторонами с разной степенью интенсивности более двадцати лет. Его реализации мешало несколько факторов, в числе которых сложный горный ландшафт Киргизии - был не самым главным. Обсуждение транзитного участка то активизировалось, то вновь затухало на фоне разных взглядов на то, какой должна быть эта дорога, кто будет финансировать ее строительство и каким целям она будет служить.

Киргизия некоторое время назад рассчитывала, что прокладка транзитного участка будет вестись параллельно со строительством железной дороги, которая бы связала южные регионы республики с северными. Руководство КР предлагало китайским партнерам реализовать этот проект, утверждая, что тем самым перевозчики получат доступ к ветке, пролегающей через Казахстан и ведущей в Россию. Иными словами, на территории Киргизии появился бы не один, а сразу два транзитных коридора. Однако заинтересовать этим проектом инвесторов республика не смогла - в силу его дорогой стоимости и отрицательного отношения местного населения к подобным инфраструктурным объектам.

Несколько недель назад в госпредприятии "НК Кыргызтемиржолу" ("Киргизская железная дорога") сообщили, что разработка технико-экономического обоснования киргизского участка дороги завершена. Наиболее оптимальный для Киргизии маршрут вынесен на обсуждение в рамках многосторонней экспертной группы, также ведутся переговоры с российской стороной, высказывающей интерес к проекту.

Примерная стоимость проекта оценивается в сумму, превышающую четыре миллиарда долларов. Киргизская сторона надеется изыскать эти средства за рубежом.