Как распознать талант на бездушном экране? Кому удалось преодолеть в той же "Щуке" конкурс в 200 человек на место? Можно ли выучиться на актера онлайн и для чего сегодня молодежь идет в театральный? Об этом "Российской газете" рассказал народный артист Евгений Князев, он же ректор Театрального института имени Бориса Щукина.
Евгений Владимирович, когда самоизоляция затянулась на несколько месяцев, у "щукинцев" не было таких настроений - все пропало, набор студентов в этом году провалится?
Евгений Князев: Трудности, конечно, были. Как сейчас помню, 16 марта в Вахтанговском театре объявили, что мы прекращаем играть спектакли, а потом начались изоляция и дистанционное обучение в институте. В тот момент мы действительно всерьез испугались, сможем ли набрать новый курс. Творческие прослушивания обычно начинались уже в апреле, чтобы успеть посмотреть всех желающих. А как быть, когда все закрыто? Подумали, посовещались и в конце марта объявили прослушивания в онлайн-режиме. Составили подробную памятку для абитуриентов, рассказали, что они должны сделать, куда отправить, как залить свое видео на YouTube. И к нам постепенно стали приходить записи.
На актерском факультете курсы набирали заслуженные артисты Кирилл Пирогов и профессор Михаил Симаков. Быстро удалось освоиться с новым онлайн-форматом?
Евгений Князев: Поначалу педагоги были в ужасе: как оценивать ребят, глядя на экран, когда невозможно угадать, какого он роста, как улыбается, общается… Подключились все наши преподаватели, дружно просмотрели и оценили более 4500 видео, присланных на первый тур.
Страшно спросить, какой же у вас был конкурс в этом году?
Евгений Князев: Огромный. А еще больше было слез и расстройств. Педагоги, кажется, иногда переживали больше ребят: как выбрать из двух одного, если талантливы оба? Угадали с выбором или нет - скоро узнаем. А если в цифрах, то обычно на первый тур мы получали 3000-3500 заявок, то есть, в этом году у нас - рекорд. И это на 13 бюджетных мест! Еще 13 человек - это целевой набор от Тулы, Калуги и Якутии. И 40 платных мест. Представляете, какая конкуренция?!
Но педагоги все же справились с обстоятельствами?
Евгений Князев: Многие из тех педагогов, кто скептически смотрел на новые технологии, неплохо их освоили. А на втором этапе уже Кирилл Пирогов и Михаил Симаков больше общались с ребятами - отправляли им дополнительные задания, общались по видеосвязи.
О чем говорили, если не секрет?
Евгений Князев: У преподавателей особый птичий язык, понятный только им. Ответы на простые вопросы: зачем хочешь поступить, знаешь ли, при каком театре наш институт, какие спектакли видел - могут многое сказать об абитуриенте. Кто-то старается быть оригинальным. Одна девушка заявила в этом году, что выбрала театральный, потому что мечтает стать музой Боттичелли. Педагог чуть не лишился дара речи (смеется).
Третий, заключительный тур - он тоже проходил "заочно"?
Евгений Князев: К счастью, вживую. 85 ребят, прошедших первые два тура, мы пригласили на очное прослушивание в Москву. За эту возможность мы очень благодарны Министерству науки и высшего образования, Минкультуры, Роспотребнадзору, которые услышали ректоров театральных вузов и дали нам такую возможность. Мы строго следовали всем правилам: три потока развели по времени, были маски, санитайзеры и измерение температуры. У одного юноши температура оказалась 37,4 - ему предложили сдать тест и вернуться, но он больше не появился.
Дистанционно ребята могли подготовиться, снять несколько дублей - а тут лицом к лицу с преподавателем, это куда сложнее…
Евгений Князев: Конечно, волновались - как и мы в их годы. Третий тур, решающий момент - надо продемонстрировать талант на сцене. А перед тобой комиссия из 15 человек, которые тебя оценивают, иногда и чересчур строго… Зато благодаря онлайн-режиму стало больше ребят из отдаленных уголков страны. Раньше мало кто рисковал лететь, например, из Владивостока в Москву на первое прослушивание. Только представьте, летишь 10 часов, непонятно, где останавливаешься, бежишь занимать очередь, выходишь на сцену и… провалился. А тут можно было собраться, подготовиться.
Тот, кто прошел такие испытания, наверняка уже может ощущать себя без пяти минут артистом?
Евгений Князев: Это большое заблуждение. Актерская профессия - забег на длинную дистанцию. Успеха достигнет только тот, кто готов круглые в сутки работать над собой. Актер должен быть интересен публике. А если ты пустой, как медный таз, какой от тебя толк!.
Как собираетесь учить студентов в новом году - не в онлайн-режиме?
Евгений Князев: Надеюсь, режим будет традиционным. Трудно чему-то научить без живого общения педагога и ученика. 15 сентября мы, наконец, вручим дипломы выпускникам. В этом году они сдали все экзамены, некоторых успели принять в театральные труппы, но праздник мы отложили до сентября. Кстати, из-за пандемии у нас появится новый предмет: будем учить студентов снимать свои лучшие выступления, собирать видео-визитки и портфолио, которые можно отправлять руководителям театров, режиссерам.
У ректора Князева полно забот - а у актера Князева остается время на новые роли?
Евгений Князев: Иногда кажется, что рабочий день никогда не кончится: утром едешь в институт, потом в театр на репетицию, потом снова в институт, вечером опять в театр - у тебя спектакль. И вот сидишь в гримерке без сил и думаешь, а зачем тебе все это, ты уже всё всем доказал? Но потом гримируешься, надеваешь костюм, выходишь на сцену к зрителям. Они пришли прикоснуться к искусству, может, даже специально, чтобы увидеть на сцене тебя… И включается внутренний моторчик, и неизвестно откуда появляются силы. А на следующий день все повторяется. Такая у нас профессия. Так мы живем.
ГИТИС в этом году сумел провести все творческие прослушивания очно. Первый этап прошли 5000 человек, из них тысяча подала в вуз свои документы. Только на актерском факультете прослушивания прошли 2227 человек (среди них 60 процентов девушек и 40 - юношей). До итогового экзамена допустили 86 человек, претендующих на 17 бюджетных мест.
Число абитуриентов выросло не только в Москве - в Екатеринбургском театральном институте и география расширилась от центральных областей России до Сахалина. На актерский факультет было 320 заявлений на 17 бюджетных мест. Из 70 будущих режиссеров выбрали трех. Драматург и режиссер Николай Коляда отобрал на свой курс четверых из 45 претендентов.