Эксперт рассказала, вырастет ли спрос на семейное онлайн-обучение

Учебный год начнется через две недели. Большинство родителей его очень ждут и хотят, чтобы дети сели за парты. Но есть и те, кто вести ребенка в школу опасается. Есть те, кому учиться на "удаленке" понравилось. И на этом фоне активизировались разные частные онлайн-школы, которые предлагают свои услуги. Как не нарваться на мошенников? Как перевести ребенка на семейное обучение? Увеличится ли число таких детей? Как выбрать частную онлайн-школу, чтобы она давала качественное обучение по школьной программе? На эти вопросы "РГ" ответила заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ "Равные возможности - детям" и автор книги "Учителя и ученики: права и обязанности", вышедшей в серии "Библиотечка "Российской газеты", Любовь Духанина:
Александр Кряжев/ РИА Новости

- Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", общее образование может быть получено как в школе, так и вне ее - в семейной форме или в форме самообразования. Для того, чтобы перевести ребенка на семейное образование, родители информируют о своем выборе орган местного самоуправления на территории проживания. Сделать это можно в течение учебного года. Дополнительно целесообразно подать заявление в образовательную организацию. В дальнейшем ребенок вправе продолжить обучение в любой иной форме на любом этапе обучения, в том числе вернуться обратно в школу. По закону в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае для решения вопроса об устройстве ребенка в другую школу родителям следует обратиться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

К выбору частной онлайн-школы, как и к любым вопросам воспитания и обучения ребенка, нужно подходить ответственно. Для многих родителей важным фактором является наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Этот документ выдается органами по контролю и надзору в сфере образования, его получение - сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдаче лицензии или об отказе может занимать не один месяц. А до этого организации нужно подготовить материально-техническое обеспечение в соответствии с требованиями образовательных стандартов, собственные образовательные программы, образовательные и информационные ресурсы, при необходимости - создать педагогический коллектив.

Если образовательной лицензии у интересующей школы нет, можно попытаться убедиться в наличии требуемых ресурсов самостоятельно. Например, поинтересоваться составом педагогических работников и их квалификацией, оценить образовательные программы, учебные материалы, узнать, прикрепляется ли к ребенку персональный куратор, который сможет решать проблемы с использованием платформы, выполнением заданий, просмотром видеоуроков. Можно также узнать историю организации, выяснить, есть ли у школы какие-либо награды, участвуют ли педагоги в научных конференциях, образовательных форумах, по возможности пообщаться с учениками и их родителями. В марте этого года Министерство просвещения составило список рекомендуемых онлайн-платформ для дистанционного обучения, которые предоставили бесплатный доступ к образовательному контенту. В этот список вошли "Российская электронная школа", "Московская электронная школа", "Яндекс.Учебник", "Учи.ру" и другие.

Определенный рост интереса к дистанционному обучению мы наблюдаем уже сейчас. Он не будет взрывным: большинство родителей и детей все-таки устали от внезапно начавшейся для всей страны "удаленки". Да и технические возможности для полноценного онлайн-обучения есть не в каждой семье. Как показал опрос, проведенный в апреле 2020 года ОНФ и фондом "Национальные ресурсы образования", среди 2,7 тысячи школьников от 13 до 18 лет, 77% ребят отметили увеличившийся объем заданий для самостоятельной работы, 49% - повысившуюся утомляемость. Для 65% учащихся по-прежнему в ходе очных занятий проще запоминать и понимать новый материал. Но 21% ребят в новом режиме обучения увидели для себя новые возможности, им стало интересно попробовать учиться по-другому. Треть опрошенных сочли, что в удаленном режиме они учатся так же продуктивно, как и в стенах школы, 27% уверены, что к экзаменам можно успешно подготовиться и дистанционно. Почти четверть учеников выразили желание учиться дистанционно и дальше, по учебникам или онлайн.

Для взрослых же в период пандемии остро встал вопрос мотивации детей к учебе в домашних условиях: 62% респондентов из 2,4 тысячи опрошенных нами родителей отметили ее снижение, повышение - только 9%. Больше половины (54%) респондентов помогали детям выполнять домашнее задание, каждый второй проверял его выполнение. Чуть меньше половины родителей (48%) вынуждены объяснять детям некоторые темы из программы. Четверо из десяти опрошенных убеждены: дистанционное обучение ведет к снижению уровня знаний.

При этом, по мнению 9% родителей, при грамотном сочетании онлайн-платформ ребенку можно дать более качественное образование по сравнению со школой, 5% считают, что дистанционное обучение по качеству ничем не уступает очному, еще столько же - что, попробовав дистанционное обучение, многие родители не захотят по окончании карантина возвращать детей в школу. Некоторые семьи действительно начали задумываться о временном или постоянном переводе ребенка на семейное обучение и использовании онлайн-школ. Но для большинства родителей дистанционное обучение является лишь дополнительным ресурсом обучения и подготовки к экзаменам.