- Вертолетная отрасль заметно выросла за последние годы. Например, количество заказов в сегменте строительства вертолетных площадок ежегодно возрастает на 150 процентов. В 2019 году в госреестре России было зарегистрировано около 2300 вертолетов, из них 920 - зарубежного производства. Больше половины машин - старше 25 лет, что в ближайшем будущем повлечет необходимость обновления парка.
Большой шаг в этом направлении со стороны государства - разработка программ, стимулирующих потребительский спрос на отечественную технику. В 2017 году была запущена "Программа по развитию санитарной авиации", в рамках которой региональным медицинским учреждениям выделяется субсидирование на закупку вертолетов и строительство посадочных площадок. Следующая на очереди - программа освоения Арктики.
Благоприятное влияние на вертолетный бизнес оказывает необходимость расширять авиасообщение в отдаленных, труднодоступных регионах. В первую очередь это связано с ростом топливно-энергетического комплекса. Увеличение количества нефте- и газодобывающих платформ создает потребность в доставке на них грузов и пассажиров. Нефтегазовая промышленность является основным клиентом авиакомпаний, формирует около 50 процентов от мирового спроса на новые гражданские вертолеты.
Развитие авиабизнеса в России происходит в том числе благодаря изменениям в нормативной базе. С 1 января 2020 года отменен НДС при ввозе в страну авиатехники, подлежащей регистрации в Российском открытом реестре судов. Благодаря этому решению стоимость вертолетов и их обслуживания снизилась на 20 процентов. По данным компаний, продающих вертолеты, количество обращений к ним с начала года увеличилось примерно в три раза.
Кроме вышеперечисленных факторов, на развитие отрасли повлияла экстренная необходимость санавиации наращивать мощности. Весной резко возрос спрос со стороны медучреждений на строительство посадочных площадок. На два-три заказа в год в обычное время, приходится 10 объектов - только за первую половину 2020 года.
Вертолетный бизнес сейчас довольно сегментирован, игроки занимают свою нишу и часто взаимодействуют друг с другом. Основные направления: производство вертолетов и комплектующих, продажа и обслуживание техники, ремонт и сервис, строительство и оборудование посадочных площадок, аренда вертолетов и ангаров, страхование, лизинг. Перспективное направление - беспилотная авиация.
Так как компании из разных сегментов стараются закрывать потребности клиента комплексно, это приводит к их сотрудничеству и формированию благоприятной бизнес-среды. Ярко выраженная конкуренция присутствует только среди игроков, которые оказывают аналогичные услуги по основному направлению. Новым игрокам достаточно сложно внедриться в узкую нишу с ограниченным количеством клиентов.
На данный момент существуют две ключевые проблемы отрасли - отсутствие инфраструктуры и нехватка квалифицированных кадров. Особенно остро кадровый вопрос стоит в сфере пилотирования. 1800 действующих пилотов вертолетов России старше 55 лет. Через два-три года количество списывающихся летчиков станет критичным.
Нежелание молодежи пилотировать вертолетную технику связано в первую очередь с несоответствием возможностей рынка труда и зарплат, которые могут предложить авиакомпании. Инфраструктура и кадры - направления, на которые необходимо обратить внимание государству и всем игрокам индустрии.