- Я не говорю, что хочу вакцинироваться одна из первых. Я заявила, что готова принять участие в очередном этапе клинических испытаний новой вакцины. Скепсис коллег оправдан: новая вакцина уже разрекламирована, но еще не прошла все положенные фазы клинических исследований. То есть ее эффективность и безопасность пока не доказаны. Это значит, что о массовой вакцинации говорить преждевременно.
Мой выбор вполне осознанный. Я много лет занимаюсь клиническими исследованиями лекарств в качестве главного исследователя, хорошо знаю принципы надлежащей клинической практики, без соблюдения которых ни один препарат не может быть рекомендован для широкого применения. Я вполне допускаю, что наши ученые создали хорошую вакцину для профилактики новой коронавирусной инфекции. Но качество этой вакцины еще предстоит оценить, для этого и нужны клинические исследования. Готова участвовать в них в качестве пациента-добровольца.
Таких добровольцев для проведения третьей фазы клинических исследований потребуется много - десятки тысяч. Только после того, как будет доказано, что введение вакцины участникам исследования обеспечивает иммунитет от нового коронавируса и не вызывает серьезных нежелательных явлений, можно будет сказать, что вакцина эффективна и безопасна. Только тогда будет этично рекомендовать ее для массового применения.
Любая вакцинация должна быть добровольной. Это прописано в законодательстве. Когда мы говорим о профилактических прививках, задача врачей - разъяснять их необходимость, но не принуждать. И я, вообще говоря, всегда стараюсь мотивировать своих пациентов соблюдать календарь прививок. Сама тоже все положенные прививки делаю своевременно. Однако сейчас речь идет о новой вакцине, не прошедшей все необходимые исследования. Поэтому в данном случае вообще преждевременно говорить о вакцинации, добровольной или нет. Меня очень беспокоит предположение, что чиновники включат "административный ресурс" и будут заставлять людей соглашаться на введение неисследованного препарата под страхом увольнения. Так быть не должно.
Принимая решение об участии в испытаниях, я изучала доступную информацию о новом препарате. Понимаю, что проведенных исследований пока недостаточно, чтобы начинать массовую вакцинацию. Но это не означает, что надо похоронить препарат. Надо его исследовать. Кто-то же должен. Врачи всегда брали на себя ответственность за здоровье людей. В данном случае мое согласие участвовать в исследовании - эта та самая ответственность. Есть ли риски? Да, есть. Оправданны ли они? Думаю, да. Я говорю о моих личных рисках. О том, как будут проходить исследования третьей фазы - пока не знаю. Исследование антител к COVID-19, проведенное сегодня, к моменту начала исследований будет уже неактуальным. Непосредственно перед введением препарата надо будет повторно исследовать титры антител.