Участки выявили совместными усилиями Росреестра и органов власти. Анализ земельного фонда идет по всей стране - в границах населенных пунктов и в радиусе 30 километров от них, то есть там, где строиться имеет смысл. При этом обращают внимание на участки вне коммунальных зон и особо охраняемых территорий, не изъятые из оборота и не имеющие ограничений (допустим, в связи с тем, что там расположен лес или особо ценные сельхозугодья).
Земли считают подходящими для нового строительства, если на них расположены капитальные здания старше полувека или незавершенные объекты, которые не вводятся в эксплуатацию более пяти лет. Рассматриваются также свободные участки, в отношении которых нет разрешений на строительство, и территории, не используемые вовсе или используемые с нарушением земельного законодательства, пояснили в воронежском управлении Росреестра.
На сегодня минимальная площадь такого "ненужного" надела, который могут изъять под жилую застройку, составляет пять тысяч "квадратов". Иными словами, владельцам заброшенных дачных участков, где бурьян растет уже лет 15-20, пока опасаться нечего.
- На первом этапе работ мы взяли крупные населенные пункты: Воронеж, Новую Усмань, Семилуки, Россошь, Лиски, Павловск и Острогожск. Там жилищное строительство идет достаточно активно и для этой цели востребована земля, - пояснила руководитель управления Росреестра по Воронежской области Елена Перегудова. - Теперь анализируем территории всех крупных райцентров Воронежской области. Запросили предложения и от органов местного самоуправления, и от своих структурных подразделений - есть ли в конкретных районах земли, которые можно вовлечь в оборот в массовом порядке под жилищное строительство. На данный момент такие участки нашлись в 15 населенных пунктах. Помимо уже названных, это Нововоронеж, Бобров и соседний с ним поселок Лушниковка, Борисоглебск, Рамонь и расположенные в Рамонском районе деревня Богданово, поселок ВНИИСС и село Чертовицы.
Сейчас в регионе формируется список перспективных участков. Решение по конкретным объектам из него принимает оперативный штаб, куда, помимо госрегистраторов, входят представители различных органов власти, риелтерского сообщества и застройщиков. Пока в перечень включено 66 участков с определенными согласно закону границами и 35 - без оных.
Так, в Нововоронеже за двумя СНТ - "Росинка" и "Озон" - числится 25 гектаров земель сельхозназначения, выделенных в семидесятые годы под огороды. Реально засажена овощами лишь небольшая часть. Остальное простаивает. Другой яркий пример - развитой райцентр Россошь. На центральной улице Пролетарской стоит шесть домов 1961-1962 годов постройки на 50 квартир. Вместе с дворами эти двухэтажки барачного типа занимают почти шесть тысяч квадратных метров. В том же городе стоит "коробка" хлебозавода, который заложили еще в 1980-е, но так и не довели до ума.
- Мы находим участки, по которым разрешение на строительство было выдано, но работы так и не начались, - рассказала Елена Перегудова. - В центре Рамони есть земля, которую в 2009 году купило юридическое лицо под застройку. В 2018-м ее сдали в аренду - опять же, под строительство. Но участок пустует до сих пор. Между тем сама Рамонь разрастается вширь, дома уже почти вплотную приблизились к опытным полям Всероссийского НИИ сахарной свеклы и сахара. Из-за этого аграрии не могут полноценно задействовать свои земли для научной работы, обрабатывать их пестицидами и удобрениями. Целесообразно было бы такие хозяйственные объекты переносить за границу населенного пункта, а освободившуюся территорию отдавать под жилье.
Раньше у Росреестра не было полномочий выявлять подобные факты неэффективного использования земель. Чиновники на местах, конечно, знали, какие участки перспективны для застройки, но не могли просто взять и вовлечь их в оборот. Формальные препятствия для этого существуют и сегодня. "Ненужные" земли находятся на разном уровне собственности (в том числе федеральном), имеют разные категории разрешенного использования.
По словам Перегудовой, необходимо изменить ряд правовых норм - в частности, упростив процедуры предоставления земли при переносе предприятия и перевода земель из одной категории в другую. Дальше нужно корректировать процедуру изъятия для государственных или муниципальных нужд тех земель и участков, по которым было принято решение о неэффективности использования.
- Необязательно прибегать именно к изъятию, это может быть коммерческое предложение или обмен. Можно обратить внимание застройщика на конкретные участки, где можно строить жилье и где земля находится в частной собственности. Можно решить такие вопросы исключительно в рамках гражданско-правового договора. То есть в принципе действующее законодательство содержит механизмы, которые позволяют вовлекать подобные земли в оборот. Но, на мой взгляд, их необходимо совершенствовать, - отметила Елена Перегудова.
В атомграде Курчатове (Курская область) предложили бесплатные участки врачам, учителям, сотрудникам АЭС и соцработникам. Под жилищное строительство выделили более ста гектаров в новом 11-м микрорайоне, рядом с селом Мосолово. До 2018 года эта территория принадлежала Курской АЭС, затем ее внесли в генплан города. Мэр Игорь Корпунков подчеркнул, что участок ровный, расположен в живописном месте: "В Мосолове есть школа, рядом выход к водохранилищу, дорожная развязка. В планах - установка газораспределительного пункта, организация водоснабжения микрорайона, развитие инфраструктуры и транспортного сообщения с центральной частью Курчатова". Прием заявок открыт, на первых порах власти рассчитывают распределить 180 наделов по 15 соток. Затем число участков увеличат до 500. Претенденты получают землю под ИЖС безвозмездно на срок до шести лет. Через пять лет участок можно бесплатно оформить в собственность. Заместитель директора Курской АЭС Сергей Белугин подчеркнул, что эта программа позволит "укоренить" в Курчатове местную молодежь и привлечь иногородних специалистов, готовых связать жизнь с атомной энергетикой.