Хабаровчанам пандемия коронавируса не помешала открыть бизнес

Во время ковидной самоизоляции предпринимателям пришлось нелегко. Нужно было думать, из каких средств платить аренду, как не потерять клиентов. Тем удивительнее тот факт, что нашлись смельчаки, которые именно в это время рискнули начать свое дело или расширить существующий бизнес. О том, как решились на это несколько жителей Хабаровского края, узнала "РГ".

Для Анастасии Овчинниковой первые месяцы карантина дали шанс переосмыслить жизненные приоритеты. В какой-то момент девушка поняла, что нынешняя работа ей не нравится и она хочет начать свое дело.

- Я собралась уволиться и сменить сферу деятельности как раз перед тем, как все начало закрываться из-за режима ограничения, - вспоминает Настя. - Стала думать, чем заниматься. У меня возникла идея открыть магазин с товарами для новорожденных. Я с мужем решила попробовать развивать его в онлайн-формате.

Прилавок в Instagram показался очень перспективным проектом. Перед глазами были примеры магазинов, которые из реального мира переходили в интернет. Обеспечить доставку супруги были готовы собственными силами. И Анастасия стала изучать рынок. Нашла поставщиков товара, зарегистрировала ИП, подготовила материал для публикаций на страничке магазина на месяц вперед. И вдруг поняла, что только в виртуальном пространстве существовать не хочет.

- Я просто однажды проснулась и осознала, что сидеть дома и выкладывать в Instagram посты - это не то. Мне так неинтересно и скучно, теряется социальная активность, - объясняет Настя. - Я обсудила это с мужем, и мы решили посмотреть, какова аренда места под реальный магазин. В это время как раз начали снимать ограничения на работу торговых точек. Мне повезло: буквально по второй ссылке нашла помещение в небольшом торговом центре, которое полностью устроило и по стоимости, и расположению.

Приятным бонусом стали две недели арендных каникул, которые помогли быстрее "встать на ноги". 1 августа магазин официально открылся, и работа пошла. Как отмечает Анастасия, клиенты уже есть, причем именно в ТЦ, а вот интернет-продажи пока не идут активно. Так что решение выбрать офлайн-формат оказалось очень своевременным.

Хозяйка другого магазина детских товаров Юлия Пономарева тоже решила открывать точку во время пандемии. Правда, ее бизнес существовал еще с 2016 года. Теперь же она приняла решение расширяться.

- На самом деле эта мысль появилась больше года назад. Один магазин не справлялся с потоком покупателей, мы не могли уделить достаточно внимания и заботы каждому клиенту, - отмечает Юля. - Долго искали подходящую торговую площадь, но никак не получалось найти точку в нужном районе по приемлемой цене.

Стартовые взносы на открытие косметического кабинета, включая обучение, покупку спецодежды и расходных материалов, составили примерно 40 тысяч рублей

Решение пришло откуда не ждали. Из-за пандемии многим бизнесам пришлось закрыться, и помещения освободились.

- Конечно, было очень страшно расширяться именно в такое время. И до сих пор страшно, - признается хозяйка магазина. - Но в тот момент надо было очень быстро принять решение. Наше помещение хотел забрать магазин разливного пива. Мы рискнули. Помогла уверенность в своем бизнесе, доверие и поддержка клиентов, а еще математический расчет.

Бизнесвумен отмечает, что из-за пандемии снизилась покупательная способность клиентов, усложнились отношения с поставщиками и производителями.

- Многие привыкли к онлайн-шопингу. Но у нас на этот случай есть интернет-магазин и бесплатная доставка, - рассказывает Юлия. - Основные риски сейчас сводятся к тому, будет ли вторая волна пандемии и, соответственно, еще одно закрытие всех магазинов на неопределенный срок. Если да - вторую точку придется закрывать и опять уходить в онлайн и доставки. Если нет - смотрим в будущее с оптимизмом.

За время длительного вынужденного "отпуска" задумались о своем деле даже те, кто раньше вообще не планировал развивать бизнес. К Евгении Борцовой мысль о том, что можно попытаться "не работать на дядю" впервые пришла в апреле, а в августе она открыла собственный кабинет аппаратной косметологии.

- Все вышло очень неожиданно. У меня уже было оборудование, на котором я сейчас работаю, но использовалось оно в личных целях. А весной за компанию с подружкой пошла на мастер-класс, где рассказали, как с помощью такого аппарата можно зарабатывать, - делится Женя. - Раньше я думала, что косметологом может работать только человек с медицинским образованием, но мне объяснили, что есть мастера-эстетисты, которые делают только уходовые процедуры. И, чтобы работать в этом направлении, достаточно просто пройти короткое обучение.

Идея показалась Евгении интересной, после раздумий она решила попробовать. Тем более что знакомые предложили арендовать кабинет за смешные деньги.

- У меня все взносы на старте, включая самообучение, покупку спецодежды, расходных материалов вроде одноразовых масок, шапочек и пеленок, составили примерно 40 тысяч рублей. Я знаю, что даже 50 тысяч для открытия бизнеса - это копейки, поэтому, когда все так удачно складывалось, было бы даже странно отказаться от таких подарков судьбы, - смеется девушка.

Сейчас она очень рада, что решилась на этот стартап. Осознала, насколько ей нравится делать людей красивыми, сразу видеть результат своей работы и получать за нее деньги. Перед этим меркнут даже страхи, которые испытывала.

- Я очень боялась, что люди не придут. Потому что не воспримут меня как мастера или потому что сложная ситуация из-за пандемии, - говорит Евгения. - Но все в порядке. Работаю с соблюдением санитарных норм. Самое неудобное - перчатки, потому что нет контакта напрямую с кожей. Для многих клиентов это тоже некомфортно, поэтому, если посетитель просит, я могу снять перчатки, хорошо обработав руки антисептиком.

Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.