Высокая ювелирная коллекция Cartier этого года интерпретирует природу без имитации ее форм

В необыкновенной по красоте коллекции [Sur]Naturel, представленной летом этого года, компания Cartier снова обращается к природе - но на этот раз по-новому. Она движется от фигуративных изображений к более абстрактным, от непосредственных впечатлений - к философской "природе вещей".

Cartier

К знаменитой пантере Cartier (преображенной в этой коллекции до неузнаваемости) добавились снежный барс, змея и крокодил - причем крокодил не любой породы, а самый древний из нынешних: гангский гавиал. "Растительную" тематику марки, в последнее время связанную с кактусом, дополнил экзотический цветок необычной формы - тилландсия. В природе тилландсия относится к эпифитам, то есть может расти без грунта, получая полезные для жизни вещества из атмосферы. Это ее качество символично перекликается с идеями высокого ювелирного искусства Cartier, возникающими как бы "из воздуха".

Значение высоких ювелирных коллекций (в отличие от базовых, коммерческих или сезонных) можно сравнить с модой haute couture: эти украшения создаются из камней уникального качества и размеров, которые разыскиваются и подбираются в течение долгих лет. При этом ювелиры и художники соединяют их, руководствуясь в первую очередь не стоимостью, а художественной идеей, призванной оказать влияние на дальнейшее развитие ювелирного искусства. Поэтому такие украшения существуют чаще всего в одном экземпляре, стоят дорого (это действительно инвестиционные вложения) и не предлагаются в магазинах марки: обычно коллекция или ее часть делает "турне" по миру, чтобы немногочисленные потенциальные клиенты могли увидеть такие вещи вживую.

Ювелирные часы Panthere Tropicale. Желтое золото, 2 аквамарина, 2 голубых турмалина, коралл, оникс, бриллианты. Кварцевый механизм. Фото: Cartier

Единственные в [Sur]Naturel часы посвящены знаковому для Cartier образу пантеры. Половину ширины жесткого браслета из желтого золота занимает абстрактный пятнистый узор из оникса и бриллиантов, с которого в начале XX века началась антология пантеры Cartier. Настроение тропиков создают фрагменты коралла, покрытые вертикальными насечками (любопытно, что в архиве Cartier есть эскиз кольца 1963 года похожего дизайна - с сочетанием пятнистого рисунка и кораллового рельефа). Яркие часы часы Panthere Tropicale, сохраняющие дух ар-деко, украшены двумя аквамаринами и двумя голубыми турмалинами.

Но все же главными предметами коллекции [Sur]Naturel следует считать невероятные колье. Вот, например, Hemis - так называется национальный парк в Гималаях на севере Индии, где обитают ирбисы (снежные барсы). Отталкиваясь от темы пантеры, это колье предлагает интепретацию образа снежного барса, переходящего горную реку. Дизайнеры, геммологи и огранщики сосредоточились на опалах, гладко отшлифованных для ассоциации с галькой. В то же время эти темные опалы с россыпью бриллиантов напоминают пятнистую окраску самого ирбиса.

Колье Hemis. Фото: Cartier
Колье Hemis с центральным сиреневым кунцитом весом более 70 каратов, темными опалами и бриллиантами. Фото: Cartier

Огромный центральный кунцит сиреневого цвета с пурпурными прожилками (его вес 71,8 карата) не имеет никаких включений, видимых невооруженным глазом. Основная его роль - создать баланс между всеми камнями. Ювелиры искали не только визуальное равновесие, но и правильное распределение масс. Колье сопровождают серьги с таким же впечатляющим набором камней.

Продолжая тему "животного мира" и виртуозно соединяя ее со своими главными эстетическими кодами, Cartier предлагает колье Orpheis и Gharial: первое из них посвящено символическому прочтению образа змеи, второе - вышеупомянутому крокодилу, прямому потомку древних пресмыкающихся. Силуэт длинной узкой морды гангского гавиала с челюстями, усеянными редким острыми зубами, неизменен на протяжении нескольких миллионов лет.

В обоих колье компания обращается к характерному для нее стилю ар-деко и любимым изумрудам. Но делает это по-разному.

Колье Orpheis: фирменная черно-бело-зеленая цветовая комбинация и формы, напоминающие о змее. Фото: Cartier

Характерная для Cartier комбинация белого, черного и зеленого цветов в колье Orpheis просто завораживает: бриллианты соединены в шахматном порядке, создавая эффект змеиной кожи, а треугольники из черного оникса имитируют спинной хребет. Все вместе создает иллюзию движения гибкого живого существа. "Головой змеи" выступает замбийский изумруд насыщенного цвета весом почти в 54 карата.

Колье Orpheis. Фото: Cartier

В колье Gharial чередование восьмиугольных замбийских изумрудов и белых бриллиантов квадратной огранки имитирует фактуру крокодильей кожи, а форма, как нам кажется, обыгрывает характерный абрис морды гавиала. При этом, будучи представленным на женской фигуре, колье выглядит вполне классическим и не вызывает никаких агрессивных или пугающих ассоциаций.

Колье Gharial, форма которого обыгрывает абрис крокодильей морды. Белое золото, изумруды, бриллианты. Фото: Cartier
Колье Gharial. Фото: Cartier

Теперь перейдем к флористике. Необычный цветок тилландсия, чей верх выглядит то ли петушиным хвостом, то ли гребнем, стебель покрыт колючками, а корни зачастую обнажены, послужил источником вдохновения для одноименного колье. Оно отражает характерные черты растения через стилизованный асимметричный дизайн. Для воссоздания тонких цветовых оттенков мастера дома объединили два мягких зеленоватых овальных берилла (83 и 81 карат), мерцающий розовый рутилированный кварц, сияющие желтые и темные коричневые бриллианты, которые напоминают блики солнца на коре растения.

Колье Tillandsia. Фото: Cartier

Изгибы придают и этому колье эффект движения. И снова восхищает правильное распределение веса всего изделия - для этого явно потребовались новые приемы и техники установки камней.

Колье Tillandsia: два огромных овальных берилла (общий вес 164 карата), бриллианты желто-коричневой гаммы. Фото: Cartier

А вдохновением для колье Sinope послужили разнообразные состояния воды: в извилистых линиях отражаются и кристальная чистота льдинок, и движение волн. Эти образы передают искусно уложенные белые бриллианты и 5 мадагаскарских синих сапфиров общим весом примерно 40 каратов.

Колье Sinope. Фото: Cartier

Тонкая окантовка из лазурита не только эффектно выглядит, но и служит показателем мастерства ювелиров: любое неверное движение при резке этого твердого камня может привести к его поломке. Это же сочетание камней повторено в серьгах и коктейльном кольце с крупным сапфиром.

Колье Sinope: белое золото и бриллианты, 5 мадагаскарских сапфиров общим весом почти 40 каратов, край волнообразного колье отделан синим лазуритом. Фото: Cartier

В [Sur]Naturel на сегодня представлено 180 ювелирных предметов (и возможно, она будет дополнена). Как и в любой высокой ювелирной коллекции, Cartier здесь демонстрирует самое ценное - древние, красивые и загадочные камни, которые фантазией и мастерством ювелиров превращены в настоящие объекты ювелирного искусства.