Речь идет о совместном межведомственном Указании "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности". Документ был подписан руководством Генеральной прокуратуры, МВД, Следственного комитета, ФСБ и ФТС России.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в надзорном ведомстве, в Указании акцентировано внимание силовых ведомств на соблюдении прав предпринимателей при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. При этом документ был разработан на основе анализа складывающейся правоприменительной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, в нем была учтена позиция Пленума Верховного суда, "О практике применения судами законодательства и мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога".
Новый межведомственный документ говорит о недопустимости необоснованного вмешательства в гражданско-правовые отношение хозяйствующих субъектов. А также расширения предмета оперативной проверки в случае ее проведения и изъятия имущества предприятия, которое необходимо для его работы
Как отметили в Генпрокуратуре, такие действия, как показывают результаты мониторинга, наиболее вредны для бизнеса и нередко частично или полностью приостанавливают деятельность организации. Что в свою очередь может привести к банкротству со всеми вытекающими последствиями как для экономики государства, так и для конкретных работников.
Для этих целей руководителям МВД, СК, ФСБ и ФТС предписано организовать системный контроль за исполнением требований закона во время изъятия имущества предприятий. И по каждому факту отступления от предписанного порядка проводить служебную проверку в отношении виновных лиц.
Для обеспечения надзорного сопровождения такой деятельности прокурорам поручено помимо прочего организовать системный надзор за законностью оперативно-разыскных мероприятий. Они также должны обеспечить сквозную оценку обоснованности и соразмерности привлекаемых сил и средств, а также в случаях нарушений требовать прекращения оперативно-разыскных мероприятий.
Кроме того, прокуроры ориентированы на выявление фактов личной, прямой или косвенной заинтересованности компетентных органов при проведении оперативно-разыскных действий.
Для этого они будут проводить дополнительные проверки во время оценки законности решений о возбуждении уголовного дела.
Уделено внимание в документе и наиболее наболевшей проблеме - срокам уголовного судопроизводства и обоснованности применения мер процессуального принуждения.
Руководителям органов предварительного расследования предписано не допускать необоснованного продления сроков проверки сообщений о преступлениях, расследования уголовных дел и избрания мер пресечения и других мер процессуального принуждения.
Все материалы и дела, по которым такие сроки нарушаются, теперь будут на личном контроле прокурора соответствующего уровня в зависимости от длительности уголовного преследования.
Значительно усилен институт работы с обращениями предпринимателей, от которых поступает основной массив жалоб.
Надзирающим прокурорам поручено организовать незамедлительное рассмотрения таких обращений с обязательным изучением как оперативных материалов, так и уголовных дел, а также незамедлительное принятие мер по восстановлению нарушенных прав.
Указание пяти силовых ведомств позволит сократить необоснованный ущерб для предпринимателей в рамках расследования уголовных дел, отмечает российский бизнес-омбудсмен Борис Титов. К тому же одними мерами контроля и надзора некоторые сложные вопросы, с которыми сталкивается бизнес, не решить.
Совместное указание дается в рамках действующего законодательства и является позитивным сигналом для формирования правоприменительной практики, пояснила "РГ" заместитель руководителя экспертно-правовой службы аппарата Уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Наталья Рябова. Суть в том, что правоохранительные органы дают дополнительные ориентиры своим сотрудникам в работе, при проведении оперативно-розыскных (ОРД) мероприятий, пояснила эксперт. При этом о каком-либо прорыве с точки зрения нормативно-правовой базы говорить не приходится. "Мы говорим о формировании правоприменительной практики, которая бы позволила следователям, дознавателям, тем, кто проводит ОРД, принимать решения, которые бы позволяли решать не только стоящие перед ними задачи, но и делать это без особого ущерба для бизнеса", - обратила внимание Рябова.
По ее словам, проверки не должны наносить непоправимого ущерба бизнесу, который ведется законно. Должны быть четкие правила игры, когда проверяющий четко понимает свои служебные задачи и в случае необходимости его действия (при проверке) могут быть также проверены. Все это сделает работу контролеров более внятной. В частности, это касается изъятия имущества при проверках - объемы изъятого должны быть обоснованы, отмечает юрист.
Подготовила Екатерина Петрова