Новости

08.09.2020 20:22
Рубрика: Общество

Робот сможет рассуждать

Нижегородские ученые создают модель абстрактного мышления
Ученые во всем мире пытаются создать искусственный интеллект (ИИ), похожий на человеческий мозг, но обладающий большей скоростью обработки информации. Серьезный шаг в сделали ученые Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (ННГУ) совместно с зарубежными коллегами. Они построили модель, имитирующую работу нейронов в гиппокампе - части мозга, которая отвечает, в частности, за память и ориентацию в пространстве.
Пока робот быстро решает стандартные задачи, но пасует перед абстрактными. Фото: iLexx / istockphoto Пока робот быстро решает стандартные задачи, но пасует перед абстрактными. Фото: iLexx / istockphoto

- Современные искусственные нейронные сети копируют структуру биологических систем. В результате они уже превосходят людей в распознавании образов, но пока отстают в когнитивных способностях, то есть в осознании информации, - рассказал корреспонденту "РГ" старший научный сотрудник отдела фундаментальных и прикладных исследований Центра трансляционных технологий ННГУ, кандидат физико-математических наук Валерий Макаров. - Открытие так называемых концептуальных клеток может решить эту проблему осознания. Оказалось, что такие клетки отвечают за абстрактные понятия, а ведь возможность оперирования абстрактными понятиями это и есть основа интеллекта человека или осознания.

Что из себя сейчас собой представляет ИИ? Пока это роботы, реакция которых не выходит за рамки каких-то специальных задач. Увидел, просчитал комбинации, отреагировал согласно заданному алгоритму. Например, как "шахматный" компьютер. Такой ИИ не может размышлять на отвлеченные темы, философствовать, сделать научное открытие.

Если же скопировать мозг человека с помощью, упрощенно говоря, микросхем и создать аналог концептуальных клеток, то новый ИИ уже сможет "рассуждать" абстрактно, обобщая поступающую информацию.

Есть возможность оперировать абстрактными понятиями, основой интеллекта человек

Научный прорыв состоит в том, что опровергнута старая концепция нейробиологии. Раньше считалось, что за появление абстрактных понятий в человеческом мозге отвечает сложное и идеально организованное взаимодействие многих нейронов. При этом никто не понимал схему такого взаимодействия. Нижегородцы доказали, что за абстрактное мышление отвечают вполне конкретные, концептуальные клетки, и показали механизм их взаимодействия с остальными клетками, прежде всего с так называемыми селективными. Это своего рода приемная комиссия, которая сортирует поступающую информацию (например, отделяет ноту "ля" от ноты "ми"), а затем отправляет ее в концептуальные клетки. Те, в свою очередь, обобщают эту информацию и преобразуют в абстрактные понятия. Так концептуальные клетки обучаются и специализируются. Это означает, что уже есть понимание, как конкретно построить искусственный мозг, подобный человеческому. Над проектом совместно с нижегородцами работают Карлос Калво (университет Комплютенсе, Мадрид) и Иван Тюкин (Лестер, Великобритания).

Нейрон (от древнегреческого - волокно, нерв) - узкоспециализированная клетка, структурно-функциональная единица нервной системы. Нейрон - электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приема извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.

В регионах Общество Наука Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область