Новости

09.09.2020 05:08
Рубрика: Культура

Забытые шедевры 90-х

Продолжаю вспоминать лучшие картины эпохи "черных дыр" - 90-х, когда в России кинотеатры перепрофилировались в мебельные салоны, а фильмы снимались и исчезали без следа.
Фильм "Приходи на меня посмотреть" по жанру рождественская сказка. Фото: kinopoisk.ru Фильм "Приходи на меня посмотреть" по жанру рождественская сказка. Фото: kinopoisk.ru
Фильм "Приходи на меня посмотреть" по жанру рождественская сказка. Фото: kinopoisk.ru

1. "Вор". Реж. Павел Чухрай, 1997

Время было столь зыбким и обманчивым, что Россия 90-х напоминала Чикаго времен Великой депрессии. В этом фильме молодой бравый офицер, встреченный в поезде молодой мамой и ее шестилетним Санькой, на поверку оказывался любящим мужем и заботливым отчимом, но и профессиональным вором. Замечательно провели свои психологически сложные партии Владимир Машков, Екатерина Редникова, и настоящим открытием стал девятилетний Миша Филипчук, сыгравший Саньку. Работа Павла Чухрая была высоко оценена Венецианским фестивалем, премией "Ника", фильм был номинирован на "Золотой глобус" и премию "Оскар".

2. "Хрусталев, машину!" Реж. Алексей Герман, 1998

Фильм, который провалился на Каннском фестивале. Я был свидетелем того, как переполненный зал по ходу сеанса пустел, и к финалу там остались только немногие наши критики. Выходя, мы бурно обсуждали картину, недоумевая, что произошло с автором. Затем ветер круто сменился, и те же самые люди, с которыми мы вместе пришли к неутешительным выводам, стали писать о непонятом шедевре. Фильм от этого не стал популярнее и почти не шел в России, но репутация шедевра за ним закрепилась. Это вариации Алексея Германа на темы собственного детства, прошедшего в номенклатурной квартире с антиквариатом, служанками и личными шоферами. Отлично передан слом эпох - смерть тирана, нравы охранки, расчеловеченность сознания. Но разногласия автора с большинством его зрителей, думаю, связаны именно с разным ощущением времени: взглядом номенклатурного мальчика - и большинства граждан СССР, живших несопоставимо более трудной, драматичной и даже трагичной, но, как ни странно, более светлой и менее мизантропической жизнью. Обязательно посмотрите этот этапный для нашего кино фильм и сделайте свои выводы.

3. "Приходи на меня посмотреть". Реж. Михаил Агранович, Олег Янковский, 1999

Режиссерский дебют Михаила Аграновича и Олега Янковского - блестящий, заслуживающий лучшей судьбы, чем та, что не сложилась. "Кино ударилось в разную жуть, а людям нужна радость, - говорил Олег Янковский. - Я сам стосковался по ней на экране, испытал ее на съемках картины и очень надеюсь, что эту радость почувствуют зрители". По жанру - "рождественская сказка", в основе пьеса Надежды Птушкиной. Действие не покидает квартиры, где обитают прикованная к креслу женщина (невероятная Екатерина Васильева) и ее поблекшая дочь (Ирина Купченко). Все, чего хочет мать перед смертью - увидеть дочь счастливой. И та - "святая ложь!" - пускается на авантюру: случайного ловеласа выдает за давнюю любовь. В роли "нового русского", залетевшего в этот заповедник одиноких сердец, Олег Янковский. Возникают ситуации душераздирающие, и с этой минуты за ходом дела следишь с азартом и веселым ужасом. С первого кадра задан такой высокий градус актерского существования, что даже страшно - неужто сорвутся! Не сорвались ни разу. Всё на грани фола, но все точно чувствуют жанр и обладают безупречным вкусом. Смотрите обязательно!

4. "Окно в Париж". Реж. Юрий Мамин, 1993

Начинается смешным коктейлем "Французской песенки" Чайковского с Интернационалом. Комедийные вариации Юрия Мамина на темы неутолимой русской жажды пожить, "как все люди". Герой - музыкант и неистребимый романтик. Работает в школе с бизнес-уклоном, не в силах примириться с голым практицизмом, который здесь внедряют в души ребятишек. Тема, постоянно волнующая автора: новорусское сознание формирует жлобов и хапуг. Его бесят фальшивые мелодии наступившего времени. Фантастический прием с искривленным пространством позволяет героям прямо из окна питерской коммуналки шагнуть на улицы Парижа. Реминисценции из мистических сцен "Пиковой дамы" и русский размах, перепугавший нежных французов. Сегодня фильм смотрится чуть архаичным по манере: фельетонная прямолинейность игры актеров, слишком открыто прописанная тенденция, но картина все равно кажется пророческим предупреждением о том, чем все это грозило и что стало сегодня реальностью. Приключения петербургских горилл в Париже выглядят уже не смешно, а страшно.

Культура Кино и ТВ Наше кино Кино и театр с Валерием Кичиным