Андрей Хржановский и Андрей Кончаловский. Картина Андрея Хржановского "Нос, или Заговор "не таких" открыла фестиваль. Андрею Хржановскому на открытии вручили почетный приз "За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства". Ленту "Дорогие товарищи" Андрея Кончаловского покажут на закрытии киносмотра.
"Доктор Лиза" Оксаны Карас. Рассказывает историю одного дня из жизни Елизаветы Петровны Глинки. В главной роли - Чулпан Хаматова. В прокат фильм выйдет уже 22 октября. Накануне фестиваля создатели привлекли внимание к картине тем, что воссоздали голос Доктора Лизы в помощью искусственного интеллекта.
Главные люди на фестивале - его президент Александр Роднянский и программный директор Ситора Алиева - не раз подчеркивали, и очень гордятся этим фактом, что выросло уже целое поколение "Кинотавра". Это режиссерские имена, которые фестиваль открыл. И эти творцы продолжают участвовать в конкурсе со своими новыми работами. В этом году это семь режиссеров. Если учесть, что в основном конкурсе фестиваля 13 картин, то можно говорить о том, что половина творцов в нем - свои. Это режиссер Михаил Сегал с фильмом "Глубже!" (о безработном театральном режиссере, который вынужден снимать фильмы пикантного содержания), Ксения Зуева - "Вмешательство" (лента на разрыв души о том, как в жизнь влюбленных вмешиваются обстоятельства и окружающие люди), Александр Молочников - "Скажи ей" (о том, как разведенные родители манипулируют единственным ребенком и друг другом), Анна Меликян - "Трое" (одного мужчину делят две его любимые женщины), Иван Твердовский - "Конференция" (как захват заложников на мюзикле "Норд-Ост" повлиял на отдельные людские судьбы). Ангелина Никонова - "Кто-нибудь видел мою девчонку?" (история любви столичной интеллигенции 90-х годов), а также - Оксана Карас - о фильме "Доктор Лиза" речь выше.
Четверка дебютантов, а значит, новых лиц, в этом году на "Кинотавре" выглядит так. Филипп Юрьев - фильм "Китобой" - о том, как девушка из компьютера изменила жизнь парня-охотника из глубинки. Лента получила Гран-при в программе Венецианского кинофестиваля "Дни Венеции", что заставит к ней особенно внимательно присмотреться жюри "Кинотавра". Мария Игнатенко "Город уснул" - о том, в какой кошмар превращается реальность человека, у которого умерла любимая. Анастасия Пальчикова - "Маша" - о взрослении 13-летней девочки в эпоху 90-х. И Семен Серзин "Человек из Подольска" - по сюжету простой парень попадает в полицейское отделение, которое оказывается совсем уж необычным.
Два фильма в конкурсе трудно отнести к какой-то группе. Это "Хандра" - комедия Алексея Камынина. В ней, помимо трех главных героев -неопределившихся молодых парней - лузеров, есть киршизы-заговорщики, травматолог-феминистка и другие противоречивые персонажи. Второй фильм - "Пугало" Дмитрия Давыдова. Это якутская лента рассказывает о юродивой знахарке, которая спасает человеческие жизни.
Красной нитью на "Кинотавре" в этом году проходит международная тема. Многие фильмы уже успели посмотреть и оценить за рубежом - на престижных кинофестивалях. "Город уснул" был в этом году на "Берлинале", "Китобой" и "Конференция" - "приехали" из Венеции - один победил, как написано выше, а другой - попал в тройку лучших в программе "Дни Венеции". А пример конкурсантам - новые фильмы Хржановского и Кончаловского, которые в этом году чествовали на мировом уровне. Картина "Нос, или заговор "не таких" получила Гран-при в июне этого года в "анимационных Каннах" на фестивале в Анси. Фильм Кончаловского поразил не только первых зрителей, участвуя в конкурсе Венецианского кинофестиваля, но и получил на "Мостре" специальный приз жюри. Работу Юлии Высоцкой в нем критики рассматривали - как одну из лучших на фестивале, некоторые даже прочили ей приз за лучшую женскую роль, но в итоге награду получила Ванесса Кирби.