Поделиться

Как в Северной Осетии владельцы плантации спаржи пережили пандемию

Обрушившаяся на Россию пандемия коронавируса ударила по многим отраслям экономики, в том числе сельскому хозяйству. В Северной Осетии среди пострадавших оказалась уникальная плантация спаржи - крупнейшая на Северном Кавказе.
Владимир Аносов/РГ

Пару лет назад предприниматель из Москвы Кирилл Наседкин переехал в республику и вместе с североосетинским бизнесменом Валерием Ревазовым засадил необычной для этих мест овощной культурой 55 гектаров. Хозяйство основали недалеко от станицы Архонской - в 13,5 километра от Владикавказа. Его главными клиентами стали рестораны Москвы и республиканского центра. Но весной нынешнего года, когда началась пандемия и ввели карантин, все заведения общепита закрылись. Выручка фермы упала на 60 процентов. А беда, как известно, не приходит одна.

Неудачи посыпались на аграрный стартап как из рога изобилия: на соседней реке прорвало дамбу, и вода затопила почти половину плантации. После этого налетел ураган и повалил все посевы. А установившаяся в июне небывалая жара едва не сожгла саженцы. Тем не менее предприниматели выстояли.

- Самым значительным ударом по нам стало, конечно, закрытие ресторанов Москвы, - рассказывает Кирилл Наседкин. - Это очень плохо отразилось на нашем финансовом положении. Если в будущем году подобное повторится, то наш проект, наверное, уже не выстоит. Из-за пандемии мы решили собрать лишь половину уродившегося урожая, так как только ее смогли продать. Остальное оставили на поле. И даже то, что убрали, отдавали по бросовым ценам. Часть спаржи заморозили и пытались реализовать в таком виде. Оказалось, невыгодно - китайская аналогичная продукция, которую импортируют в нашу страну, дешевле.

Главной проблемой для фермеров стали платежи по ранее взятым кредитам. Однако предпринимателям удалось договориться об отсрочке выплат, и это спасло ситуацию.

Вспоминая ураган, который обрушился на Архонскую, Кирилл Наседкин признается: "Такого кошмара я в жизни не видел". По его словам, у некоторых домов сорвало крыши, а в соседнем хозяйстве, где заложили яблоневый сад, повалило деревья на площади 50 гектаров. Плантацию спаржи спасло то, что это растение достаточно гибкое. Стебли просто легли на землю, но спустя несколько дней поднялись.

Как надеются фермеры, не собранная в нынешнем году спаржа лучше приживется и даст в следующем более богатый урожай. Дело в том, что эта культура - многолетняя и побеги, которые не срезали сейчас, станут новыми стеблями.

- Корневища растения мы приобрели в одном из лучших питомников Евросоюза у голландской компании Thwan van Gennip, - сообщил совладелец компании Валерий Ревазов. - Когда создавали ферму, высадили первоклассную рассаду, которой хватит на несколько лет. Особенность спаржи в том, что ее срезанные молодые ростки считаются овощем. Но, по сути, это многолетний кустарник, который культивируется 10-15 лет в одном месте. Отсюда и специфические требования как к подготовке почвы, так и к уходу за плантацией. У спаржи есть много достоинств - это не только приятный на вкус, но и полезный овощ, попадающий на наш стол уже ранней весной, когда остальные культуры только высаживаются.

Несмотря на все несчастья, обрушившиеся на них, предпринимателям удалось сделать большой шаг в развитии хозяйства. Они построили цех по переработке продукции площадью 500 квадратных метров. В нем есть холодильник для хранения спаржи, две линии обрезки и упаковки.

- Мы смогли воплотить эту идею в жизнь, так как все стройматериалы и работы оплатили еще в начале года, до пандемии, - объясняет Наседкин. - Это важный для нас проект, ведь в будущем сезоне ожидаем удвоения урожая. Растения окрепнут, и мы сможем собрать до 100 тысяч тонн. Цех переработки явно потребуется.

Небывалая июньская жара оказалась еще одним испытанием для плантации и заставила предпринимателей искать нестандартные решения. Чтобы не потерять саженцы, фермеры вырыли небольшой водоем и организовали систему полива, хотя раньше не планировали этого делать. Зато, если в будущем зной опять атакует хозяйство, засуха уже не будет большой проблемой. Все затраты предприниматели планируют вернуть уже в следующем году. Главное, чтобы опять не закрылись рестораны и кафе.

Между тем

Стоимость спаржи на рынке доходит до 1,5 тысячи рублей за килограмм. Ее охотно берут рестораны и кафе, так как из этого овоща делают популярные супы, муссы, салаты, его добавляют в ризотто, предлагают в качестве гарнира.

- Спрос на спаржу у обычных покупателей низкий - ее берут так же редко, как весной дорогие арбузы, кольраби или мексиканскую ежевику, - рассказывает основатель проекта по доставке фруктов и овощей MoscowFresh Лев Волож. - Даже свежая брокколи, привозимая в это время года из-за границы, в Москве обойдется дешевле 500 рублей за кило. Поэтому спаржа - деликатес для ресторанов. Но там ее берут хорошо.