16.09.2020 05:05
    Поделиться

    Андрей Кончаловский получил приз Венецианского фестиваля

    Приз Венецианского фестиваля - у Андрея Кончаловского
    Творчество серьезного художника всегда много глубже любых других его публичных высказываний. Потому что в творчестве, кроме исходных тезисов, часто помимо воли автора отражается то, что в подкорке. Нечто вербально неформулируемое. То, что составляет его "люблю" и "ненавижу", его интуитивные прозрения, ощущение исторических закономерностей.
    РИА Новости www.ria.ru

    В этом смысле новый фильм Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи!", показанный в главном конкурсе 77-го Венецианского кинофестиваля, при всем драматизме его коллизий, при его открытой, непривычной для позднего Кончаловского экспрессивности прежде всего адресуется к интеллекту зрителя, его способности считывать внутренние течения кинематографических образов, ощущать их заводи и гольфстримы. Отразившийся в фильме скол советской истории 1960-х - настолько очевидная проекция в сходные коллизии любых времен, включая наши, что фильм кажется пророческим.

    Сюжетно картина воспроизводит трагические, тщательно засекреченные события 1962 года в Новочеркасске, когда после того, как цены на продукты подскочили сразу на треть, а зарплаты урезали, в городе начались ропот и брожение. Закончилось все тем, что снайперы КГБ при поддержке армейских расстреляли демонстрацию доведенных до отчаяния рабочих местного электровозостроительного завода. В фильме все это рассказано так последовательно и детально, что иногда кажется, что в основу сценария легла соответствующая статья в "Википедии". С приездом в мятежный город высоких чинов под водительством членов Политбюро Козлова и Микояна - портретное сходство соблюдено. Подчеркнуто рутинные эпизоды в магазине, где прилавки осаждают бушующие толпы, а в подсобке щедро отоваривается партактив. Полные экспрессии сцены с бастующими рабочими, запершимся в каком-то бункере начальством, картины волнующихся народных масс и методичного отстрела людей с крыш даны без натурализма, но безжалостно, в упор.

    А сюжетно это история партийной дамы, отвечающей в горкоме за идеологию, прирожденной активистки. Она горяча, резка и предельно искренна. Но в городе уже идут рабочие волнения, в город стягивают войска. И когда в грохоте уличных войн с народом пропадает родная дочь, героиня испытывает тектонический душевный слом: рушится вся ее вера, все, на чем так крепко стояла ее жизнь...

    Андрей Кончаловский задумал эту картину давно, причем не последнюю роль в выборе темы сыграла его супруга, актриса Юлия Высоцкая, она родом из Новочеркасска. И работает она в этой истории о родном городе истово, на разрыв души: ее Людмила - из лучших созданий актрисы. Постепенно прозревая страшную правду о природе системы, которой она так убежденно служит, и героиня, и мы вместе с ней ощущаем, как уходит земля из-под ног...

    Юлия Высоцкая сама родом из Новочеркасска. Фото: Саша Гусов

    Фильм черно-белый и начинается гимном Советского Союза, звучащим как из старой радиотарелки на стене. В нем оживает сам дух тех времен с их официальным бодрячеством, с немудреным счастьем от дефицитных консервов. Лейтмотивом проходит ликующий "Весенний марш" Дунаевского из комедии "Весна". Сначала в безоблачных кадрах марширующих по Охотному Ряду спортсменок. Потом, в трагическую минуту, к нему приникает героиня, пытается снова наполнить сдувшийся шарик воздухом народной мечты. И последние слова, которые прозвучат с экрана, будут полны почти чеховской несгибаемой веры: "Мы станем лучше..." А зритель уже знает: лучше не станет.

    Поделиться