В судьбе этой пары художников отразились все изломы эпохи, которую на фестивале условно называют "платоновской". Супруги оставили заметный след в истории русского авангарда, в их раннем творчестве заметно увлечение разными стилями и течениями начала ХХ века: постимпрессионизмом, кубизмом, примитивизмом, супрематизмом... От абстракций они перешли к фигуративной живописи, привозя из поездок по стране выразительные пейзажи. Скупые по цвету, лаконичные картины Древина той поры передают восторг перед миром: из серого хаоса проступают скачущие газели, на пустынном берегу колышется сухой куст, полный какой-то загадочной жизни.
Увы, для тогдашних "ценителей" поиски Древина и Удальцовой, о которых сегодня искусствоведы могут говорить часами, укладывались в одно уничижительное определение - формализм.
В 1938-м Александра расстреляли на Бутовском полигоне по сфабрикованному обвинению - как участника латышского культурно-просветительского общества "Прометей".
- После ареста мужа Надежда жила одна и не продолжала прежние творческие искания. Но ее все равно упрекали в подражании Западу, - отметила директор воронежского музея имени И. Крамского Ольга Рябчикова.
Для выставки в Воронеже отобрано 45 картин и графических листов, которые показывают эволюцию авторов.
- Представлены почти все периоды их творчества, но акцент сделан на начале 1920-х, когда они были вместе. Это глубочайшая живопись, с которой должны познакомиться все! - уверена ведущий научный сотрудник отдела живописи конца XIX - начала ХХ века в Русском музее Алиса Любимова. - Удальцову до последнего времени считали "амазонкой русского авангарда" и знали преимущественно по картинам в духе кубофутуризма. Но она сознательно отказалась от этого своего прошлого, обратившись к наследию Сезанна и Матисса и выработав свой пластический язык.
В том же зале, в галерее, в рамках Платоновского выставлено около 80 снимков Михаила Прехнера - хроникера первых пятилеток - из собрания Мультимедиа Арт Музея (Москва). Классик отечественной фотографии, он наряду с Александром Родченко и Аркадием Шайхетом прошел через увлечение конструктивизмом. Делал репортажи о новой Москве, ездил в командировки для журнала "СССР на стройке". Снимал и официозные мероприятия вроде I Съезда советских писателей, и мистерии бурятских шаманов.
Судя по подборке, Прехнера интересовали не столько острые ракурсы и графичные промышленные пейзажи, сколько неброская поэзия новой жизни.
В 1941-м Михаил Прехнер погиб, снимая бои за Таллин. Его творчество было надолго забыто, снимки хранились в семейном архиве и оказались востребованы лишь в новом тысячелетии. Первая персональная выставка мастера прошла весной 2008 года.
Адрес областного музея имени И. Крамского: Воронеж, пр-т Революции, 18. График можно уточнить по телефону (473) 255-38-67 или на сайте mkram.ru.
Кстати
В галерее Камерного театра до 14 октября развернута фестивальная выставка "Котлован", посвященная одноименной повести Андрея Платонова. Современный художник Сергей Баранов сделал по мотивам этого сложного текста серию рисунков и аппликаций. Вход в галерею - свободный.
Еще две экспозиции под общим названием "Платоновфест. Городу и миру" можно бесплатно посмотреть в "Центре Галерее Чижова" (на третьем этаже) и Доме журналистов (площадь Ленина, 14). Это серия фотографий Андрея Парфенова - бессменного летописца фестиваля последних пяти лет.