- В советское время в пиковые периоды площади лесовосстановления достигали 1,8 миллиона гектаров. Сегодня этот показатель в целом по стране - около миллиона в год. Очевидно, что его нужно увеличивать, особенно с учетом роста объемов лесозаготовок и больших по площади лесных пожаров последних лет. СФО нуждается в этом в первую очередь. К середине 2020-х годов вполне по силам выйти на показатель в 1,5 миллиона гектаров, - заявил "РГ" депутат Госдумы Виктор Зубарев.
В Красноярском крае, по данным краевого минсельхоза, убытие лесов в несколько раз превышает восстановление. В этом году посадки шли в 14 районах. План на год - лесовосстановление на площади 76 тысяч гектаров. В том числе силами арендаторов лесных участков - 66,9 тысячи гектаров.
В Иркутской области в прошлом году на лесовосстановление в местном бюджете было предусмотрено всего 64 миллиона рублей. Притом что заготавливают леса в Прибайкалье на миллиарды. Совет по правам человека при президенте РФ указывает на формальный подход к работам со стороны властей области. В отсутствие правильного ухода лесовосстановление в абсолютном большинстве случаев не приводит к формированию хозяйственно ценных лесных насаждений. Для эффективного лесовосстановления ежегодная площадь ухода в молодняках должна составлять около 250 тысяч гектаров.
По мнению специалистов, России нужны новые жесткие правила лесопользования. Уход за лесом должен быть эффективным капиталовложением. Но пока для лесопромышленников это навязанные затраты, которых стараются избежать.
- Запас древесины в Красноярском крае в лучшем случае составляет 250 кубометров на одном гектаре при заготовке. В Архангельской области - 150. А, например, в Швеции - 500-600 кубов. Посадить лес - не самое главное. Нужно вернуться на просеку с кусторезом лет через 10-12 и убрать все ненужное в виде кривых стволов, осины и березы для создания ровного расстояния между хвойными деревьями, чтобы дальше лес справился сам. Но это огромные инвестиции. А хозяин лесных угодий - государство. Потому бизнесмены не хотят делать "ремонт в съемной квартире", - рассказал "РГ" генеральный директор Новоенисейского ЛХК (Красноярский край) Мартин Херманссон.
При этом, как считают специалисты, при низких темпах лесовосстановления оставляет желать лучшего и его качество. Нередко большая часть высаженных культур гибнет и приходится начинать все на том же месте заново.
Александр Онучин, директор Института леса СО РАН им. В.Н. Сукачева:
- Нужно наладить систему устойчивого управления лесами. Сейчас, на мой взгляд, расчетная лесосека считается неверно - без учета экономической и транспортной доступности. А из-за того, что она раздута, идет скрытый переруб, появляется дефицит качественной древесины, и эта тенденция будет сохраняться. За 100 лет при таком подходе мы полностью используем все запасы древесины. Необходим переход к модели интенсивного использования и воспроизводства лесов. Если в среднем по России и по Сибири ежегодный прирост составляет 1,3-1,5 кубометра с гектара, то в лучших лесорастительных условиях он на порядок выше. Возьмем испытательный участок Института леса, где прирост составляет 10-15 кубометров с гектара. На удобренных участках результат еще более впечатляющий. Учитывая это, можно сократить период выращивания древостоя на 20-30 лет. Надо создавать "огороды" в лесу и потом "снимать урожай". Так, в южной тайге получать спелую древесину можно уже через 70-80 лет вместо 100.
По данным минсельхоза Иркутской области, общий объем незаконно добытой древесины в январе - августе 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года сократился почти на 30 процентов. Положительно сработали систематические проверки отрасли, включая космический мониторинг. По выявленным нарушениям лесного законодательства в этом году в Прибайкалье заведено 1330 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечен 341 человек.