Поделиться

    Исчезновение китайских теплиц не обрушило овощной рынок на Урале

    Как сказалось на уральском рынке овощей исчезновение китайских теплиц
    Впервые за последние десять лет сельхозсезон на Среднем Урале стал провальным для иностранцев, выращивающих овощи в пленочных теплицах. Большинство бригад из Поднебесной из-за ограничений, введенных в связи с пандемией, не смогло добраться до уральских полей. Только в Свердловской области более сотни гектаров, на которых обычно простиралось море полиэтилена, пустовали. Как это сказалось на овощном рынке региона и что ждет освобожденные поля, выясняла корреспондент "РГ".
    Татьяна Андреева/РГ

    "Шанхайчик" опустел

    - Обычно они начинали еще по снегу: первый десант привозил из Китая семена, удобрения. А нынче опустел наш "шанхайчик"! - делится новостями жительница деревни Останино Режевского района Любовь Муханова.

    Радость местных жителей объяснима: последние пять лет сельские активисты во всех инстанциях настаивали на закрытии "поля чудес" - тепличного хозяйства, раскинувшегося за околицей села. Все это время "РГ" следила за ситуацией и вместе с жителями поражалась живучести сомнительного бизнеса. Из года в год поля, возделываемые иностранцами, проверяли специалисты Россельхознадзора и природоохранной прокуратуры, находя массу нарушений. В пробах почвы и овощей допустимые концентрации азота (то есть нитратов) и пестицидов (в том числе запрещенных в РФ) зашкаливали. Суды признавали: наносится ущерб плодородию сельхозземель, а выращенные овощи небезопасны для здоровья человека.

    Сельхозпроизводителям выписывали штрафы: к 2018 году размер судебных взысканий превысил 6,5 миллиона рублей. Но предприниматель - житель того же Останино Владимир Баласанян - штрафы не выплачивал и деятельность не прекращал. От наказания уходил, используя популярную серую схему - смену юридического лица. Последний суд в апреле 2019 года наложил на него очередной штраф - 750 тысяч рублей - и предписал в течение двух месяцев обеспечить разработку проекта рекультивации.

    Но к ней, хотя работы в этом году и не велись, никто, похоже, не приступал. Картина апокалиптическая: сорванный полиэтилен развевается над полусгнившими деревянными конструкциями, череда которых уходит к горизонту среди зарослей лебеды, репейника и полыни. Повсюду разбросаны пластиковые стаканчики: вероятно, их впрок закупили для массовой высадки рассады, теперь одноразовая тара загрязняет землю. Но и это полбеды: в кособоких сараях свалены мешки с остатками непонятных химикатов. На таре все надписи иероглифами, понять, безопасно ли содержимое, невозможно.

    Следить за тем, как ведется рекультивация загаженной территории, местные власти не собираются: официально это не их задача

    Сотрудников администрации села Останино заросли лебеды не пугают: заброшенных полей в округе хватает, одним больше, одним меньше… Следить за тем, как ведется рекультивация загаженной территории, местные власти не собираются: официально это не их задача. Но глава села припомнил, что часть построек предприниматель все же разобрал и сжег прямо на поле, перепахал участок. Сам Баласанян говорить о рекультивации и о том, собирается ли снова принимать овощеводов из КНР, отказался.

    Прорвались до пандемии

    В Свердловской области в начале 2019-го было 18 хозяйств с пленочными теплицами, в которых работали иностранцы. Сколько их нынче, неизвестно: как сообщили "РГ" в Россельхознадзоре, ведомство за лето не провело ни одной проверки таких объектов - сигналов с мест не поступало. В прошлом году жалобы сыпались одна за другой. По логике, нет теплиц - нет обращений. Но это оказалось не так.

    Сюрприз ждал в селе Банном Красноуфимского района. Местное тепличное хозяйство регулярно фигурировало в черном списке нарушителей, но росло как на дрожжах. Издалека казалось, что территория заброшена, под полиэтиленом только бурьян. Но не тут-то было: из подсобки вышел гражданин КНР и бодро представился: "Саша". На ломаном русском он поведал, что ездит сюда работать не первый год, но нынче бизнес идет плохо. Удалось высадить огурцы только в трети теплиц, и все равно рабочих рук не хватает. Китайцы зовут работать других мигрантов - не идут.

    Саша с девятью земляками приехал в Россию в последние дни февраля. Завезли все необходимое, даже рассаду высадили, но тут границы закрыли. "Десанту" пришлось отсидеть на карантине и без подмоги с родины вести бизнес.

    Кстати, единственное на Среднем Урале предприятие по промышленной переработке и консервированию овощей находится как раз в Красноуфимском районе. Его директор Александр Баяков в беседе пару лет назад не скрывал от корреспондентов "РГ" факт, что огурцы для консервации он закупает в ближайших "китайских" теплицах. Объемы большие, закупочная цена минимальна. К тому же других поставщиков, выращивающих сырье в необходимых масштабах, в тот момент в регионе не было. А трехлитровые банки засоленных в Красноуфимске огурчиков предприятия общепита, в основном массового бургерно-пиццерийного сегмента, разбирают с лету.

    - Недавно мы сменили поставщика - завозим овощи из тепличного хозяйства "Чурилово" Челябинской области. Это, конечно, сказалось на себестоимости: транспортные расходы, да и оптовая цена выше, зато нет вопросов по безопасности, - сообщил Баяков.

    Огурец сменил прописку

    Объехать все свердловские тепличные точки мы, конечно, не смогли. Одно точно: пандемия погубила не все такие объекты. Жители села Абрамовского, к примеру, сообщили, что трудовая деятельность "под пленкой" в местном хозяйстве кипит, и добавили: "Этот бизнес ничем не возьмешь".

    Точных данных об объеме небезопасного урожая у чиновников и надзорных органов не было и нет: большинство предпринимателей сбывают овощи по серым схемам. Тем не менее их вклад в наполнение прилавков был ощутимым. По данным полпредства президента в УрФО, два года назад такие хозяйства давали не менее 90 тысяч тонн за летний сезон - половину всей овощной продукции, выращиваемой в закрытом грунте на территории округа. В наибольшей зависимости от "полиэтиленовых" огурцов и помидоров находились Свердловская и Челябинская области.

    Но сейчас картина действительно сильно изменилась, и главная причина - не закрытие границ. Полулегальных производителей потеснили современные тепличные хозяйства, использующие высокие технологии круглогодичного выращивания овощей. Первыми огурцы и помидоры сменили прописку в Тюменской области. В 2020-м благодаря запуску нескольких агрокомплексов на полное самообеспечение тепличными овощами (более 14 килограммов на человека в год) вышла Челябинская область.

    В Свердловской области в высокотехнологичных тепличных комплексах пока выращивается 40 процентов от необходимого объема овощной продукции. Но тренд сохраняется. Вкупе с невольной изоляцией приезжих овощеводов это, возможно, поможет избавить регион от опасной овощной продукции. Но важно проследить, чтобы вслед за очищением рынка были восстановлены и отравленные сельскохозяйственные земли, которые еще можно вернуть в оборот.

    Кстати

    По данным Минсельхоза РФ, в январе-мае 2020 года в России собрано 508,1 тысячи тонн овощей закрытого грунта, что на 19 процентов выше показателя аналогичного периода 2019 года. В 2019-м валовый сбор овощей в зимних теплицах составил 1,14 миллиона тонн - на 14 процентов больше результатов 2018 года и на 26,7 - среднего показателя за последние пять лет. К 2025 году в России планируется довести производство овощей защищенного грунта в организованном секторе до 1,6 миллиона тонн.

    Поделиться