Басинский: Уход Непомнящего - ошеломляющая новость и страшная потеря

На прошлой неделе ушел из жизни Валентин Семенович Непомнящий, филолог, писатель, доктор наук, культуролог, глава Пушкинской комиссии ИМЛИ, артист... Это все о нем. О человеке, который собирал аншлаги на свои исполнения "Евгения Онегина" и "Бориса Годунова", с комментариями, которые пленяли публику не только глубокими мыслями, но особой манерой их выражения. Человечной, изысканной, аристократичной, лишенной ученого снобизма.

Да, он был артистом в "пушкинистике". Но это не мешало ему заниматься серьезной филологией и руководить Пушкинским сектором Института мировой литературы.

Тем не менее о Непомнящем один язвительный критик как-то сказал: "Какой он пушкинист? Он просто человек, который всю жизнь любит Пушкина!" Слова одновременно злые и золотые. Да, именно эта любовь и собирала вокруг Непомнящего влюбленную в него аудиторию от Калининграда до Владивостока, от ближнего до дальнего зарубежья.

Истинно умный человек - не тот, кто высказывает ошеломительные мысли, с которыми непонятно что делать. Истинно умный человек высказывает твои мысли, которые ты сам не можешь сформулировать.

Однажды Непомнящий очень просто объяснил, чем отличается русская культура от европейской. Русская культура - пасхальная, а европейская - рождественская. Для европейцев важно, что Христос родился и пришел в наш мир, а для нас важнее, почему Христос умер за нас на кресте. Да, русский человек обречен страдать, нести свой крест и быть поругаемым всем миром. Кому-то эта мысль может не нравиться, захочется поспорить. Но давайте будем благодарны Непомнящему за то, что он ее сформулировал. А дальше давайте думать: что лучше, что хуже и "куда ж нам плыть"?

Однажды Непомнящий очень просто объяснил, чем отличается русская культура от европейской

Уход Валентина Непомнящего - ошеломляющая новость и страшная потеря. Мы потеряли человека, который не просто знал Пушкина, рассказывал о Пушкине, а человека, который был с Пушкиным, жил рядом с ним.

Валентин Непомнящий родился 9 мая 1934 года в Ленинграде. Окончил филологический факультет МГУ (1957). В 1963-1992 годах работал редактором в журнале "Вопросы литературы". С 1992 года - старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН. Председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ (с 1988 года). Доктор филологических наук (1999, по докладу "Феномен Пушкина как научная проблема: к методологии историко-литературного изучения"). Лауреат Государственной премии России в области просветительской деятельности за книгу "Пушкин. Русская картина мира". Специалист по творчеству Александра Сергеевича Пушкина, автор книг "Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине" (1983, дополненное издание 1987), "Пушкин. Русская картина мира" (1999), "Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы" (2001), "На фоне Пушкина" (2014).

Читаю соцсети: "Не могу поверить, что не стало Валентина Семеновича Непомнящего - гениального пушкиниста, председателя Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН, выдающегося ученого. Валентин Семенович - человек, который раскрыл мне мир великого поэта, стал проводником в этот мир... Да что там говорить, именно он научил меня читать Пушкина. И только ли меня? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что его авторский цикл, посвященный "Евгению Онегину", в свое время никого не оставил равнодушным. Его труды о "нашем всё" были для меня настоящим откровением. Вечная память Валентину Семеновичу".

Как проникновенно сказано!

Но он умел быть и ярким полемистом. Так, в интервью православному журналу "Фома" он, сам глубоко православный человек, сказал:

- Когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю: нет, он им не был. Православный поэт - Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин - поэт православного народа. Чувствуете разницу? Он выражает в своих стихах душу православного народа, но не декларирует и не призывает... У Пушкина был интерес к духовной стороне жизни Церкви, но он не выпячивал его, все таилось у него внутри, было скрыто от посторонних взоров. Но когда он умирал, раненный на дуэли, и велел позвать священника, то батюшка из ближайшей церкви, принимавший у Александра Сергеевича исповедь, вышел от него и сказал: "Я себе желал бы такой кончины". Так потрясла священника глубина покаяния Пушкина.

Батюшка, принимавший у Александра Сергеевича исповедь, вышел от него и сказал: "Я себе желал бы такой кончины"

В своих дневниках он был мудр:

"Очень трудно поступать правильно тогда, когда никто не видит, не слышит. Не увидит и не услышит никогда, навечно не узнает, а надо поступать правильно для себя, для правды, для своего долга перед самим собой".

Но порой бывал и жёсток.

"Сегодняшние либералы в отношении к 70-летней истории и культуре советского времени ведут себя так злорадно-победительно, словно это чужая история и чужая культура, как будто они не участвовали и не жили в ней, а только победили ее - только они и только победили".

И конечно, не могу не сказать о том, каким бесценным членом нашего жюри Литературной премии Александра Солженицына он был. И как любил его при жизни Александр Исаевич. Однажды он даже пошутил: "Валентин Семенович, давайте выведем вас из жюри, дадим вам нашу премию, а потом введем обратно".

Прощайте, Валентин Семенович. Вечная память!