Только треть компаний имели к началу пандемии финансовую "подушку безопасности". Среди предпринимателей, чьи компании имели финансовые резервы, большинство опасаются, что их может не хватить, чтобы пережить экономические трудности. Оптимистов 19 процентов - они считают, что накоплений на преодоление последствий пандемии хватит. При этом у большинства компаний размер "подушки безопасности" невелик. Только 6 процентам ее хватит на год работы в случае потери компанией всех остальных источников дохода. Еще 24 процентам финансовых резервов хватит на полгода, 39 процентам - не более чем на три месяца.
"Грамотное финансовое планирование - основа устойчивого развития организации, - указала генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. - Прозрачная картина о финансовом положении компании помогает предпринимателю прогнозировать возможные кассовые разрывы и формировать "финансовую подушку" на случай форс-мажора. Как показало исследование, большинство предприятий малого и среднего бизнеса не были готовы к последствиям пандемии - финансовых резервов не было либо их хватило на месяц-два".
В непростой экономической ситуации предприниматели использовали разные способы сокращения издержек. В первую очередь сокращали расходы на маркетинг и рекламу (42 процента). Треть компаний сокращали штат сотрудников, 26 процентов уменьшали зарплаты персонала, 22 процента отказались от аренды офисов. Равные доли сокращали расходы на производство и ограничивали набор предоставляемых товаров или услуг.
При этом закрывать бизнес из-за кризиса большинство предпринимателей не собираются. Опрос Аналитического центра НАФИ в мае показал, что более половины респондентов так или иначе изменили определенные бизнес-процессы в своих компаниях. Временно остановить свой бизнес из-за пандемии пришлось четверти опрошенных, 28 процентов перепрофилировали свою деятельность, стали предлагать новые продукты и услуги.
Уже в мае предприниматели говорили, что в первую очередь нуждаются в финансовой "подушке безопасности" (26 процентов). Каждый пятый отметил необходимость перепрофилировать свой бизнес, чтобы лучше быть готовым к новому кризису.
Большинство участников опроса, у которых пока нет своего бизнеса, отметили, что сложная экономическая ситуация этого года не повлияла на их желание стать предпринимателями (78 процентов). Передумали лишь 6 процентов потенциальных предпринимателей, еще 16 затруднились с ответом.