Новый сезон Малый драматический театр-Театр Европы начинает Чеховым

Чеховскими "Тремя сестрами" открылся 76-й сезон санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы.

Это спектакль крупных планов. Все чувства в нем вынесены на авансцену. Все события - на суд людской. Все надежды - на ладони. Концентрация душевной боли там - максимальная. Потому что это все про нас. Про наши тревоги, бесплодные поиски счастья и неизбежные обретения конца. Про умение надеяться и талант не разочаровываться. Даже если в самом начале жизни не остается ни одной иллюзии... У Льва Додина в "Трех сестрах" любят отчаянно и вопреки всякому здравому смыслу. Умеют думать, и не боятся чувствовать и говорить открыто о своих чувствах. А самое главное - имеют потребность любить...

"Для меня спектакль "Три сестры" в Малом драматическом не только театральное, но и жизненное событие, - отзывался о постановке профессор, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич. - Это очень современное и глубокое прочтение чеховского текста. Именно прочтение, поскольку читать авторский текст наш театр почти разучился. Додину удалось поразительно глубоко проникнуть в историю человеческих судеб. Это трагический спектакль, вместе с тем полный сострадания, и еще, если уж говорить о свете, который в этом спектакле заключен, то это, как бы выспренно ни прозвучало, свет искусства. Потому что трагический исход пьесы сыгран на уровне художественного совершенства"...

Начать с "Трех сестер", пригласить после долгой паузы первых зрителей на встречу именно с Чеховым было для театра принципиальным. О готовящихся премьерах и планах театра на сборе труппы рассказал художественный руководитель МДТ Лев Додин:

- После "Трех сестер" сыграем "Дядю Ваню", "Варшавскую мелодию" и все наши спектакли остальные: "Гамлет", "Коварство и любовь", "Вишневый сад" и так далее. Затем у нас произойдет небольшой перерыв для выпуска спектакля. Если нас опять что-нибудь не потрясет, то 24 и 25 октября, я даже боюсь выговорить это, но все-таки состоится, случится премьера "Братьев Карамазовых".

Это для нас принципиально. Тогда мы почувствуем, что пошли действительно дальше. Я думаю, что одна из проблем этого времени - что, понимаете, украли время. Такое чувство, что его крадут, крадут… Здесь много молодых, а я-то чуть-чуть взрослее, поэтому особенно остро это чувствую.

Затем в конце ноября мы собираемся выпустить спектакль - поэтический вечер "В звезды врезываясь". Это не концерт, но и не поэтический спектакль, а именно поэтический вечер. Нам кажется, что сегодня ухо молодых, прежде всего молодых людей снова хочет какого-то гармонического слова.

Мы провели несколько опытов, выступали в разных аудиториях, особенно наши молодые артисты, с часовой программой, и слышали, что стихи воспринимаются как-то по-особенному, по-новому, так, как их, казалось бы, вчера и позавчера еще не воспринимали. Поэтому мы и замыслили этот вечер.

Валерий Галендеев работает над ним с большой группой артистов, прежде всего молодых. А сейчас еще и так случилось, что это "коронавирусный формат", потому что на сцене каждый раз будет всего один артист, и все дистанции будут соблюдаться. Но это не главное, это полушутка. Это спектакль, над ним работает с нами художник Александр Боровский. Надеюсь, что этот спектакль-поэтический вечер состоится.

Одновременно со всеми этими событиями мы начнем серию новых работ. Мне кажется, что после такого перерыва - шесть месяцев, я не помню в своей жизни, чтобы я столько времени не ходил в Театр, и артисты наши такого не помнят - надо как-то остро и активно начать работать.

Мы еще очень хотим сыграть благодарственный спектакль для врачей, которые в Питере работали, не только с "ковидом", а и вообще. Быть врачом в это время - быть героем. Единственное, мы хотим дождаться того момента, когда можно будет сидеть в зале не в шахматном порядке, а в полном зале, чтобы медики действительно почувствовали, что они совершили подвиг и сегодня могут быть в ситуации нормы.

В планах Театра также две большие работы - это "Власть тьмы" Льва Николаевича Толстого и пьеса Эдварда Олби "Все кончено". Их не надо комментировать - это два больших произведения и, может быть, мы даже будем работать над ними параллельно, а может быть, найдем какую-то последовательность. Скорее всего, мы начнем с "Власти тьмы".

Яна Тумина, которая в прошлом году с успехом выпустила спектакль "Где нет зимы", дебютировав в нашем Театре в качестве режиссера и снискала любовь и артистов, и Театра, и с которой мы нашли общий человеческий и творческий язык, продолжит свое сотрудничество с Театром и начнет работу над современной русской прозой. Не буду говорить над чем - сохранить хочется маленькую интригу …

Работу с современной прозой на Малой сцене начнет Борис Павлович, известный в Петербурге режиссер, и, как мне кажется, очень тонкий и глубокий человек. Ему интересен именно максимально интимный, максимально индивидуальный контакт со зрителем, поэтому речь идет о Малой сцене.

Там же, на Малой сцене, группа из нескольких молодых режиссеров начнет работу над мини-пьесами Кэрил Черчилл, знаменитейшего, если не сказать - великого английского драматурга. Это самые недавние ее пьесы. Буквально незадолго до карантина в театре "Ройал-Корт" в Лондоне состоялись премьеры этих пьес. Я говорю об этом с осторожностью, так как мы только что вступили с ней в переговоры по поводу авторских прав. Сегодня с этим вопросом все обстоит очень серьезно, поэтому я нарушаю протокол, говоря это. Если получится, я буду очень рад, потому что это одно из современнейших высказываний: больных, острых и удивительно современнейших, неожиданно парадоксальных и новых по форме и для сегодняшнего театра, и для нашего Театра, может быть, особенно. Поэтому для нас это опыт в своем роде лабораторный.

Вот такой круг интересов. Где-то там впереди - не исключено - "Маленькие трагедии" Александра Сергеевича...

Разбег уже взят. После долгой паузы кажется, что надо успеть очень многое.

Может, мы успеем гораздо меньше, чем планируем, но очень хочется, чтобы все как можно скорее были погружены в работу, потому что все дьявольски соскучились по работе и друг по другу.

Так что, если в случившейся трагедии и можно находить какое-то позитивное начало, то единственное - это то, что все очень соскучились друг по другу и все, мне кажется, поняли, насколько мы нужны друг другу и просто любим друг друга.

Мне очень интересно, как зритель пойдет в театр. Где-то жалуются, что плохо покупают билеты… Мне интересен сам психологический феномен, как зрителю после этого периода - захочется ли… Я убежден, что он соскучился!

Но - захочет ли, рискнет, готов ли сразу …

Впрочем, судя по тому, что билеты у нас на сентябрь почти все проданы, может быть, действительно соскучился. В любом случае, уверен, как только все ограничения будут сняты - люди в театры хлынут, убежден, уже давно хочется разбить этот проклятый, хотя и такой полезный, экран, ощутить на себе живое дыхание и услышать неизмененный мембраной голос.