Производителей упаковки сделают ответственными за ее утилизацию

В декабре должны принять новую концепцию реформы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП).
Архив компании Coca-Cola в России

Ее цель - максимально вовлечь бизнес в выполнение своих обязательств и нарастить объемы утилизации отходов. В рамках совещаний Правительства с бизнесом некоторые участники отрасли выступили с предложением ввести 100-процентный норматив утилизации на все виды упаковки с 2021 года и перенести ответственность за его выполнение с производителей конечных товаров на производителей упаковки.

Большинство представителей бизнес-сообщества выступают против таких мер: Ассоциация РусПЭК (Coca-Cola, "Балтика", Danone, PepsiCo и др.), Ассоциация РусПРО, Ассоциация производителей стеклянной тары и другие. По их мнению, это приведет к росту фискальных платежей, но не избавит жителей городов от свалок.

"100-процентного норматива утилизации нет нигде в мире, - рассказала "РГ" исполнительный директор Ассоциации производителей стеклянной тары Елена Емельянова. - В передовых странах, которые ввели РОП 30 лет назад, сейчас целевой показатель 70 процентов, а по факту они перерабатывают примерно 60-65 процентов. Есть естественное убытие - то, что не попадает в отход. Рестораны декорируют барные стойки пустыми бутылками, бабушки используют стеклянные банки для консервов по несколько раз. В России сейчас бизнес перерабатывает 20-30 процентов упаковки, в ближайшее время будет перерабатываться 40-50 процентов. Как следствие, за оставшиеся 50 процентов предлагается собрать деньги в бюджет, где они растворятся".

Механизм РОП появился в 2015 году и предполагал, что предприятия, выпускающие товары в упаковке, должны обеспечить утилизацию в соответствии с "нормативом". Для разных групп товаров и упаковки норматив разный - например, для полимерной и алюминиевой упаковки 20 процентов, для стеклянной - 25 процентов. Эти цифры растут год от года, стимулируя бизнес перерабатывать больше отходов. При этом бизнес, не выполняющий нормативы, обязан платить государству экологический сбор.

100-процентного норматива утилизации упаковки нет нигде в мире

Согласно информации Минприроды России, сегодня лишь 10 процентов компаний следуют РОП, 90 процентов уклоняются от этих обязательств.

"Количество крупных компаний, на практике обеспечивающих реальную переработку отходов упаковки, выросло в разы, - рассказала директор РусПЭК Любовь Меланевская. - Только членами ассоциаций РусПЭК и РусПРО в 2019 году был обеспечен кратный рост утилизации отходов своей упаковки, зачастую в объеме выше установленных нормативов. Например, нами было утилизировано почти 8 процентов от всей полимерной упаковки на рынке в целом".

По мнению генерального директора ГК "Тайгер-Сибирь" Кирилла Ритермана, увеличение нормативов утилизации (например, в два раза) должно быть не одномоментным, а поэтапным, к 2024 - 2026 году.

Сейчас доля экосбора в составе цены упаковки - менее 1 процента. При переносе ответственности на производителя эта доля составит в среднем 20-25 процентов, что приведет к росту цены упаковки до 30 процентов, по оценкам минпромторга. А производители товаров будут голосовать рублем, выбирая не более экологичные, а более дешевые виды упаковки.

В текущей ситуации ответственность за утилизацию упаковки несут производители конечного продукта, которые развивают проекты раздельного сбора отходов в городах. Гражданам это дает возможность сортировать мусор, а бизнесу - эффективнее утилизировать отходы. По оценке "Гринпис", лишь 18,5 процента населения РФ имеют доступ к раздельному сбору отходов. Бизнес в рамках своих проектов стремится исправить это положение.

В России есть примеры успешной самостоятельной реализации РОП. Члены ассоциации РусПЭК обеспечили установку более 16 тысяч контейнеров для раздельного сбора отходов в более чем 50 городах. В 2016 году компания Coca-Cola запустила проект "Разделяй с нами" в рамках глобальной стратегии "Мир без отходов". За прошедшее время более 87 тысяч тонн отходов собрано и отправлено на переработку, в 55 городах России установлено около 6500 контейнеров для раздельного сбора отходов. В 2019 году 24 процента эквивалента потребительской упаковки, выпущенной Coca-Cola в России, собрано и отправлено на переработку.

Danone Россия тоже собирает использованную потребителями упаковку и направляет ее на переработку - до 12 000 тонн ежегодно. Компания "Балтика" в рамках проекта "Принеси пользу своему городу" обеспечила установку 10 тысяч контейнеров в 50 городах России.

При переносе ответственности на производителей упаковки подобные проекты производителей товаров будут свернуты: реформа приведет к уплате средств в бюджет, а такие инициативы требуют инвестиций с планируемой отдачей на несколько лет вперед.

По мнению Меланевской, важно правильно расставить акценты: "Если в приоритете решение "мусорной проблемы" и переполненности свалок в регионах, нужно сфокусироваться на механизмах, позволяющих нарастить утилизацию отходов, чтобы они не уезжали на полигоны".