Изменения, произошедшие в работе некоммерческих организаций в период пандемии коронавирусной инфекции, проанализировали в Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. "В связи с пандемией и введенным режимом самоизоляции многим некоммерческим организациям пришлось резко изменить свою деятельность и в срочном порядке осваивать новое пространство для работы - цифровое. За те месяцы, пока организации работали в дистанционном режиме, многие оценили удобства и преимущества работы из дома и обдумывают, как в новых условиях организовать работу сотрудников", - отмечают в комиссии.
По словам первого заместителя председателя Комиссии ОП Натальи Кирюхиной, работа в период и после режима самоизоляции проверила на стойкость деятельность некоммерческого сектора. Но благодаря принятым мерам поддержки многие социально ориентированные НКО не только выстояли, но и качественно изменили направление деятельности. "При этом государство готово поддержать и поддерживает различные общественные инициативы по взаимопомощи", - подчеркнула Наталья Кирюхина.
Однако, как опасаются сами участники некоммерческого сектора, последствием пандемии может стать спад, который ограничит объемы финансовой помощи как доноров благотворительных фондов, компаний-благотворителей, так и государства. Как показало исследование поведения жертвователей под влиянием пандемии, проведенное социологами для детского благотворительного фонда "Солнечный город", приблизительно 37 процентов жертвователей, которые поддерживали детские фонды, либо сократят объем помощи, либо перестанут поддерживать благотворительные проекты, а 20 процентов от финансовой помощи перейдут к другим формам поддержки - например, волонтерству.
Однако не все задачи можно решить с помощью волонтеров. Ведь психологическая поддержка семей, работа нянечек в детских больницах - все это оплачиваемый труд. "Таким образом, более половины доноров в течение какого-то времени отойдет из-за последствий пандемии. Образуется некая вилка. С одной стороны, уменьшается количество поддержки, с другой - увеличивается число благополучателей. Как выходить из этой ситуации, пока непонятно, - рассказала руководитель фонда "Солнечный город" Марина Аксенова. - Ясно, что необходимо оптимизировать все процессы внутри себя и фокусироваться на глобальных вещах с максимальной эффективностью. Кроме того, помимо поддержки частных доноров, есть еще и государство. Оно оперативно отреагировало на ситуацию, оказав поддержку некоммерческому сектору, приняв изменения в Налоговый кодекс. Они позволяют нам получать льготы точно так же, как малому и среднему бизнесу".
Впрочем, и здесь не обошлось без своих сложностей. По словам представительницы детского фонда, новые нормативы представлены на федеральном уровне, но на региональном понимание, как с ними работать, сложилось не до конца. А сама выработка предложений о поддержке некоммерческого сектора, о льготах и преференциях бизнесу, занятому в благотворительных проектах, на региональном уровне буксует. Кроме того, еще одной тенденцией последних месяцев стало то, что бизнес "отходит" от системной благотворительности. При этом партнерства, которые длятся годами, свою поддержку не сократили. "Наоборот, сейчас происходит сокращение дистанции. И более того, приходят новые донаторы, с которыми мы ранее не сотрудничали. В целом сложился некоторый перекос в сторону адресной помощи, который сформировали новые потребности, сложившиеся в пандемию. Выходит, что объемы адресной помощи чуть больше, чем на системные проекты. Последние могут попросту прекратиться", - констатирует Марина Аксенова.
Но и здесь есть свои резервы. Например, грантовая поддержка. Так, в июне этого года стартовал специальный конкурс для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Некоммерческие организации представили 3868 проектов. По результатам независимой экспертизы победителями конкурса стали 900 организаций. Они получат гранты из президентского фонда на общую сумму 2 миллиарда рублей. Реализация поддержанных проектов началась уже с сентября.
Свои программы поддержки в период пандемии разработали и несколько российских компаний. Ранее многие бизнесмены активно включились в борьбу с коронавирусом, направив свои ресурсы на поддержку медицинских учреждений, больниц, домов престарелых, детских домов и других социальных учреждений. Так, например, в компании "Балтика" актуализировали социальную повестку, усилив экологическую составляющую и поддержку местным сообществам. Как рассказала управляющий по работе с фондами и государственными органами в регионе Сибирь Анастасия Малетина, в период пандемии устойчивость бизнеса благодаря таким инициативам только возросла. "Сегодня закладывается основа новой нормальности. Пандемия продемонстрировала, как хрупко наше благополучие, поэтому и нужно усилить сотрудничество. Важно, чтобы благотворительность и взаимодействие с обществом становились частью общей стратегии компании", - уверена она.
В период самоизоляции с начала марта представители компании во всех регионах присутствия в сотрудничестве с государственными органами, общественными организациями развернули социальную кампанию. Пожилым людям, волонтерам и медикам было передано 500 тысяч единиц средств индивидуальной защиты.
По словам представителя Ротари клуба "Новосибирск-Инициатива" Петра Смиренко, современное общество сегодня объединяет то, что его отдельные представители могут одновременно и нуждаться в помощи, и оказывать ее. "Малый и средний бизнес сегодня выживают. И в условиях сокращения благотворительных проектов меняется форма сотрудничества - она побуждает людей присоединяться, предлагать новые идеи. Когда, например, ресторан привлекает к участию своих клиентов и посетителей и предлагает оплатить обеды для врачей. Таким образом бизнес обеспечивает себе возможность для выживания и одновременно дает помощь другим. В итоге выходит двойная социальная поддержка", - резюмирует он.
Сфера благотворительности в условиях пандемии оказалась в числе наиболее уязвимых. Эпидемия коронавируса и экономический спад поставили многие благотворительные организации в России на грань выживания. Финансовую поддержку НКО сократили как компании, так и частные лица, что вызвано приостановкой бизнесов и снижением доходов населения. А ограничение передвижения в условиях самоизоляции затруднило работу социальных служб. Тем не менее благотворительные организации, представители бизнеса, государство продолжают оказывать поддержку всем, кому это необходимо. Более того, в непростых условиях появились новые формы поддержки и расширился круг ее получателей.