Поделиться

    Компании пытаются найти оптимальный формат работы сотрудников

    Организация WeWork в сотрудничестве с Hamilton Place Strategies провела опрос, посвященный организации труда в посткарантинный период. Выяснилось, что 70 процентов респондентов предпочли бы вернуться в офис и только треть предпочли бы "удаленку". При этом большинство опрошенных желают работать в офисе, но в пешей доступности от дома. И здесь возникает вопрос: а готовы ли работодатели на такие жертвы?

    Естественно, утверждают эксперты, все зависит от той рабочей модели, которой изначально придерживалась компания.

    - Мы работаем в сфере разработки и производства лекарственных препаратов, и в пандемию нам пришлось быстро адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам, "на ходу" перестраиваться таком образом, чтобы текущие условия не помешали продолжать производство и поставку лекарств для российских пациентов. Двум третям наших российских сотрудников без разницы, где находится офис, поскольку они работают "в полях", - поясняет Елена Пархонина, операционный директор "Гедеон Рихтер Фарма".

    Однако ряд компаний уже активно внедряет схему "больше офисов хороших и разных", экспериментируя с разными зонами своего присутствия.

    - Раньше мы работали по принципу "один город, один офис". Сейчас в каждом районе города офис, но маленький. Как результат - нам гораздо проще распределить сотрудников по рабочим местам по удаленности от офиса, выше эффективность, меньше расходов, гораздо проще управление, - объясняет Асад Байрамов, гендиректор компании "Консул".

    В настоящий момент около 17 процентов офисов, особенно в спальных районах, простаивают, добавляет Катерина Каламата, коммерческий директор Spencer Estate. Арендовать их с большим дисконтом на время возможной второй волны пандемии - хорошее решение для тех компаний, которые не могут обойтись без совместной работы.

    Большинство опрошенных желают работать в офисе, но в пешей доступности от дома

    Однако есть и те, кто уже просчитал минусы такого "пространственного развития".

    - Люди экономят на поездках, проникаются лояльностью к работодателю, и, казалось бы, все счастливы, - уверен Николай Добровольский, старший вице-президент Parallels. - Но на деле нужно учитывать сразу несколько негативных факторов: открытие территориального офиса - это в любом случае рост затрат, хотя бы на величину страхового депозита за последний месяц аренды. Если у вас таких офисов десяток, считайте единовременный рост арендных платежей. Причем зачастую платежи эти невозвратные. Если вдруг ваши сотрудники передумали работать рядом с домом, компенсировать ваши расходы никто не станет.

    Кроме того, в случае с удаленными офисами, помимо минимальных отличий от работы из домашнего офиса, работодателю придется существенно потратиться на организацию линий связи и ПО для видеоконференций. При этом кто-то будет жить рядом с новым офисом, а кому-то по-прежнему придется ездить на новое место работы.

    За смешанную модель - перевод части сотрудников на "удаленку", выступает и коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов. По словам эксперта, принцип фронт-офиса и бэк-офиса использовался и до пандемии. То есть у компании были представительская дорогая штаб-квартира в центральной части города и офисы на периферии.

    В целом же, утверждает управляющий директор консультационной группы "ТИМ" Виктор Миронов, открывать офисы в спальных районах - не новый тренд, однако открывать офисы в разных районах только ради удобства работников - неэффективное решение. Особенно в пору коворкингов: они часто представлены сетями и могут обеспечить широкий выбор локаций для оптового заказчика. По словам эксперта, финны практикуют home office (домашний офис) с конца 90-х. Именно там еще 15 лет назад компании начали экспериментировать с таким форматом: один-два дня в неделю сотрудники работают из дома, чтобы не тратить время на дорогу. Тогда же (если не раньше) компании стали активно открывать небольшие open-space.ы в отдаленных районах, если там проживает какое-то количество сотрудников.

    - Разница в том, что в Европе даже крупные компании могут иметь головные офисы в небольших городках. В России, если ты не находишься в городе-миллионнике, то ты - микробизнес, локальный проект. Когда это изменится, ходить на работу пешком станет не роскошью, а реалией, - уверен Миронов.

    Поделиться