Какая динамика операций сопровождения ГОЗ с начала этого года и что ее обеспечило?
Светлана Дмитриева: С начала года клиентская база по сопровождению ГОЗ выросла на 25 процентов, постоянно растет и количество операций. Сейчас максимальное их количество, которое банк способен проводить в течение одного дня, составляет около 23 тысяч. Это в три раза больше, чем за аналогичный период 2018 года, когда мы только начинали работу в этой области.
Рост и клиентской базы, и объема операций достигается за счет притока новых госконтрактов, открытия отдельных счетов по ним и обслуживания всей кооперации. Речь про контракты, которые заключались в конце 2019-го - начале 2020 года. Также у нас прошли уже четыре волны перевода на обслуживание действующих госконтрактов, которыми ранее занимались другие уполномоченные банки.
С какими проблемами предприятия сталкиваются при сопровождении ГОЗ? Привнесла ли изменения пандемия?
Светлана Дмитриева: Основные вопросы лежат в юридической плоскости, учитывая многогранность договорных отношений между предприятиями ОПК. Например, очень острая проблема возникает при проведении операций по подпункту "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 федерального закона N 275-ФЗ. Речь про проведение операций с отдельных счетов на суммы 3-5 миллионов рублей в месяц. Проблема в том, что клиентам при проведении таких операций необходимо указывать идентификатор госконтракта в обосновывающих документах.
Еще один пример - это блокировка и арест отдельных счетов судебными приставами по решению суда. С одной стороны, 275-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право приставов наложить арест. С другой - арест, который накладывается на денежные средства, находящиеся на отдельном счете, это не банковская операция, а мера по обращению на взыскание. Поскольку такой арест не признается изъятием имущества и не служит основанием для перехода к взыскателю права на получение этого имущества, то при рассмотрении вопроса о наложении ареста не применяются положения 275-ФЗ.
Безусловно, ПСБ как опорный банк ОПК принимает активное участие в совершенствовании законодательства на тему обслуживания ГОЗ. При возникающих спорных ситуациях мы оперативно и мотивированно доводим свою позицию до клиентов. В отдельных случаях, при необходимости, прорабатываем варианты решений с соответствующими ведомствами - Министерством обороны России, Центробанком, ФАС, Минпромторгом России, с которыми наши эксперты тесно взаимодействуют в рабочем режиме.
Что касается пандемии, на дистанционную работу банка она никак не повлияла, все процессы по обслуживанию ГОЗ уже были налажены на высоком уровне. Клиенты как работали, так и продолжают работать с использованием дистанционных каналов. Мы только усилили навыки оперативного взаимодействия с клиентами, в том числе по урегулированию проблемных вопросов, которые возникают в процессе сопровождения ГОЗ, а также уделили дополнительное внимание гибкому распределению платежей по госконтрактам между сотрудниками с учетом влияния внешних факторов.
Каким образом ПСБ обеспечивает бесперебойность процессов сопровождения ГОЗ?
Светлана Дмитриева: Задача обеспечить бесперебойность сопровождения ГОЗ была поставлена банку еще в 2018 году, и мы серьезно готовились к ее выполнению. Уже тогда мы обеспечили наличие ресурсов, необходимых для обслуживания 100 процентов ГОЗ: провели полномасштабные организационные мероприятия, укомплектовали штат контролеров, оперативно обучили сотрудников, внедрили автоматизированную систему сопровождения платежей, обеспечили защиту информационных каналов связи. Также мы разработали методологические материалы по сопровождению ГОЗ - как для клиентов, так и для сотрудников. В банке были созданы пять специализированных центров по контролю платежей. За счет этой масштабной работы сейчас ПСБ проводит тысячи платежей день в день. И мы продолжаем совершенствовать эти процессы.
Почему важно обеспечивать бесперебойность процессов независимо от внешних ситуаций?
Светлана Дмитриева: От непрерывности проведения финансовых операций напрямую зависит хозяйственная деятельность предприятий и выполнение ГОЗ в целом. А это, в свою очередь, влияет на оборону и безопасность государства, которое нуждается в профессиональных отечественных производителях, начиная от продуктов питания и заканчивая узлами для космических кораблей. Если предприятие выпускает качественный товар, необходимый для выполнения ГОЗ, и планирует участвовать в госконтракте, для этого надо открыть отдельный счет. Таким образом с головным исполнителем к нам постепенно приходит и вся кооперация.
Расчеты по контрактам проходят через систему отдельных счетов. Эта система и банковское сопровождение ГОЗ в целом обеспечивают финансовую дисциплину между предприятиями ОПК: ведется строгий контроль за использованием бюджетных средств, выделенных государственным заказчиком для выполнения ГОЗ. Кроме того, для обеспечения бесперебойности процессов сопровождения ГОЗ мы ежедневно, согласно закону 275-ФЗ, направляем в Минобороны России отчетность о каждой проведенной операции, открытом и закрытом счете, об изменениях реквизитов по счету и т.д. Постоянный контроль за ходом исполнения ГОЗ обеспечивается на всех уровнях, начиная от головного исполнителя и заканчивая правительственными органами.
Какие дистанционные сервисы банка доступны при обслуживании ГОЗ и какие планы по их развитию?
Светлана Дмитриева: Банковское сопровождение ГОЗ осуществляется дистанционно. Для этого есть различные механизмы: от резервирования отдельного счета до его открытия, если это не первый счет, а последующие. В банке существует система дистанционного сопровождения PSB Corporate, через которую клиенты предоставляют платежные поручения с обосновывающими документами для резервирования и открытия счетов. Данная система надежно охраняется сертифицированными средствами защиты информации, включая криптографическую. Также в PSB Corporate клиенты могут вести свои справочники подтверждающих документов и взаимодействовать с контролерами онлайн.
Сейчас для предприятий ОПК банк разрабатывает новый функционал в PSB Corporate: в обновленной системе клиенты смогут оперативно контролировать лимиты и расходы на контракты со своими исполнителями, а также вести электронный документооборот со своими контрагентами, вплоть до заключения договоров.
Если говорить о наших планах по развитию сопровождения ГОЗ в целом, то это участие в совершенствовании нормативно-правой базы, дальнейшее повышение качества работы самого банка и усиление автоматизации его контрольных процедур. Важным направлением для нас также является стандартизация форм документов по ГОЗ, которая ускорит их цифровую обработку, а значит, увеличится и скорость платежей, и контроль за ними.
Какую информацию можно получить на обучающих семинарах банка по работе с контрактами ГОЗ?
Светлана Дмитриева: С каждым годом ПСБ приобретает все больший опыт сопровождения ГОЗ, и это позволяет нам делиться знаниями со всеми участниками госконтрактов. В Москве у нас имеется центр компетенций, эксперты которого собирают все вопросы по обслуживанию ГОЗ и оперативно предлагают пути их решения. В особых случаях мы привлекаем к обсуждению различные ведомства. Эти кейсы в обобщенном виде представители банка берут за основу, выступая на обучающих семинарах с клиентами. То есть речь про самые актуальные и рабочие темы.
В 2019 году мы приняли участие в 35 обучающих региональных встречах и 14 внешних мероприятиях с клиентами ОПК, которые в том числе были организованы минпромторгом, ФАС и Торгово-промышленной палатой. Мы планируем и дальше развивать подобный формат семинаров, поскольку он пользуется высоким спросом среди участников ГОЗ.