Наталья Николаевна, вы постоянно контактируете с представителями других регионов, стран, то есть сталкиваетесь с их свежим, "незамыленным" взглядом на город. Что больше всего нравится в Ярославле туристам? Что, может быть, их удивляет?
Наталья Обнорская: Неизменно с советского времени: какой у вас чистый город и как у вас много зелени и цветов!
Серьезно?
Наталья Обнорская: Ну мы же не водим туристов на окраины. Да, это то, что гостей многие годы восхищало. Радуют наши цветочные клумбы, особенно когда появились объемные, в виде фигур из цветов. Сейчас их, увы, нет. Очень нравятся Волжская набережная, бульвары, Волковский театр, музей-заповедник, в последнее время - колесо обозрения, особенно тем, кто ночует в нашем городе и видит по вечерам эти переливы цветов. О гостиницах тоже обычно хорошие отзывы, поэтому невольно вспоминается отзыв о Ярославле Александра Дюма-отца, который еще в 1858 году написал, что лучшая гостиница провинциальной России - это гостиница Пастуховых в Ярославле - там есть настоящие кровати.
А критикуют что? Без критики ведь не обходится...
Наталья Обнорская: Им очень не нравится обилие проводов и дорожных знаков, рекламы, из-за которых невозможно сделать красивую фотографию. А если день более-менее праздничный, в самых выигрышных видовых точках появляются туалеты. Мне две женщины однажды жаловались, что третий раз приезжают в город и никак не могут сфотографировать церковь Ильи Пророка, чтобы рядом не было туалетных кабинок. Категорически не нравится нашим гостям "гуляющая" плитка возле Успенского собора на Стрелке. Ее не один раз уже перекладывали, но почему-то результат тот же. Я просто обязана туристов предупреждать, чтобы смотрели под ноги, потому что люди спотыкаются, дети падают. Не нравятся клумбы с пластиковыми фигурами - если цветочными композициями гости восхищатся, то глядя на пластиковых "каракатиц" в клумбах, просто криво усмехаются. Вызывают недоумение расставленные по набережной ларьки, напоминающие деревенские туалеты, а также красные скамейки с сердцем и надписью "Ярославль". Когда люди на них садятся, надпись становится не видна, изображение сердца тоже. Над головами возвышается только та половина сердца, которая напоминает совсем другую часть тела...
В силу своей профессии вы на все происходящие в облике города изменения реагируете, я думаю, более чутко, чем большинство жителей. Хотя бы потому, что регулярно проходите по востребованным турмаршрутам. Ярославль, скажем, двадцатилетней давности и сегодняшний - это разные города? Или принципиальных отличий нет?
Наталья Обнорская: Меня печалит, что город с тысячелетней историей в последние годы украшают растиражированными элементами благоустройства. Например, точно такие же ограждения, которые несколько лет назад поставлены в нашем центре вдоль проезжих частей и прозванные в народе "кроватными спинками", стоят в Сергиевом Посаде - только там три купола в орнаменте, а у нас медведь с герба. Точно такие же фонари, что стоят на нижнем ярусе Волжской набережной, украшают набережную в Рыбинске. Про пластиковые клумбы и скамейки с сердцами я уже упоминала. На мой взгляд, в таком городе, как Ярославль, необходимо сохранять самобытность, непохожесть, дух старины, очень острожно внедряя современные модные элементы в его облик. А еще удручает, что в Ярославле почти не использует богатый когда-то панорамный ресурс, хотя туристы приходят в восторг, когда им удается увидеть красивый обзорный вид. Например, панораму города с песчаной косы в Тверицах на левом берегу Волги еще в XVIII веке рисовал голландский художник. Эта видовая точка сохранилась, но до нее сейчас настолько трудно добраться, что группу туда не повезешь.С точки на Туговой горе Ярославль писал художник Аполлинарий Васнецов - брат Виктора Васнецова. Но сейчас вид, увы, загорожен построенной гостиницей и многоэтажками.
Любой исторический, туристический город для путешественника - это набор каких-то стереотипов, клише, связанных с ключевыми событиями его истории. Со временем эти "базовые сведения" по разным причинам могут искажаться, корректироваться. Какие у туристов есть заблуждения в восприятии Ярославля?
Наталья Обнорская: Не только у туристов, но и у местных властей, к сожалению. Я имею в виду Стрелку. С некоторых пор так стали называть почему-то нижний ярус, что, конечно, просто недоразумение. Стрелка, на которой основан город, - это высокий берег в месте слияния рек Волги и Которосли. Которосль иногда разливалась и бежала в Волгу прямо под своим высоким берегом, а иногда откатывалась к противоположному берегу, где сейчас расположен микрорайон Коровники (бывшая Коровницкая слобода). То есть это пойма. Еще в начале XX века здесь был карантин для привозимого скота и дровяные склады. Через полвека, когда было создано Горьковское водохранилище, для укрепления Стрелки внизу сделали песчаную насыпь. И название Стрелка как-то незаметно перекочевало туда, особенно после благоустройства этой насыпи и установки на самом кончике песчаной косы памятника-колонны, посвященной тысячелетию города. Везде и всюду эту точку вдруг стали называть местом основания города. Но ведь князь Ярослав был Мудрым? Он что, мог в русле реки, в затопляемой пойме, на болоте заложить город? Это же просто порочит его имя! Мы абсолютно точно знаем, где был основан Ярославль, и от этого места до юбилейной колонны - полкилометра.
Что сегодня вас как краеведа волнует больше всего? О чем болит душа?
Наталья Обнорская: Боль не только моя, но и многих историков, краеведов, патриотов города - гостиница, которую собираются строить на Стрелке. Потому что эта часть горда - заветная. Волга, Которосль, Медведицкий овраг, тем более эта точка, где стоит Ильинско-Тихоновская церковь, - это место действия нашей легенды об убиении медведя и основании города. Рядом с названным храмом - бывшее древнейшее кладбище Ярославля, далее Митрополичьи палаты: между ними и Ильинско-Тихоновской церковью - по преданию,самым первым храмом Ярославля - были церкви Леонтия Ростовского и Иоанна Златоуста. Это место - словно красный угол в русской избе, куда далеко не всех гостей сажали. Место священное, оно составляет какую-то долю процента от площади всего города, но именно здесь решено построить современный отель. Притом, что и отелей в городе достаточно, и мест для строительства новых - тоже. Если такое случится, это будет территория, уже отрезанная от истории, к которой вахтеры ярославцев не подпустят. А ведь здесь можно сделать, например, музей под открытым небом. Только минувшим летом во время раскопок на месте будущей гостиницы между Митрополичьими палатами и Ильинско-Тихоновской церковью археологи нашли остатки большого дома XIII века, принадлежавшего очень богатому человеку того времени, возможно, даже князю. Мне археологи говорили, что вот положить толстое стекло на место раскопа - и получится готовая музейная экспозиция: под ногами жилище средневекового ярославца... А мы это бережем? К сожалению, нет.