Новости

24.09.2020 09:00

Опасный фактор

Телефон в руках водителя опаснее стакана водки. Доказано немецкими экспериментаторами. Однако водители продолжают игнорировать эту опасность и по-прежнему отвлекаются от управления на различные электронные гаджеты. И это проблема не только России. Ни в одной стране мира еще не нашли способа победить эту напасть. Чтобы предупредить об опасности наших участников дорожного движения Госавтоинспекция проводит социальную кампанию "Внимание на дорогу".
Водитель, который пишет СМС за рулем, опаснее того, кто управляет машиной при 0,8 промилле алкоголя в крови. Доказано немецкими экспериментаторами. Фото: Сергей Михеев Водитель, который пишет СМС за рулем, опаснее того, кто управляет машиной при 0,8 промилле алкоголя в крови. Доказано немецкими экспериментаторами. Фото: Сергей Михеев
Водитель, который пишет СМС за рулем, опаснее того, кто управляет машиной при 0,8 промилле алкоголя в крови. Доказано немецкими экспериментаторами. Фото: Сергей Михеев

Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в прошлом году, 62 процента опрошенных признаются, что разговаривают по телефону за рулем, 31 процент - набирает сообщения, а 13 процентов пользуются соцсетями. По данным опроса, который был проведен накануне кампании исследовательским центром НАФИ, 49 процентов водителей часто или иногда отвлекаются от дороги при управлении автомобилем. При этом 37 процентов граждан признались, что отвлекаются от дороги, когда ее переходят.

К сожалению, нет статистики, которая бы показала, сколько смертельных аварий происходит из-за того, что внимание водителя было не на дороге, а в телефоне. Установить этот факт практически невозможно. Разве что погибший водитель будет сжимать телефон в руке. Однако интернет пестрит видео, где автомобилисты погибают буквально в прямом эфире. Они в момент аварии не просто управляли автомобилем, но еще и вели прямой репортаж в какую-нибудь соцсеть.

По результатам соцопроса, каждый четвертый водитель считает, что отвлечение внимания от дороги на 1-2 секунды - это такой безопасный лимит. Вроде бы ни к чему плохому это не приведет. То же касается и пешеходов. И в этой группе участников дорожного движения практически каждый четвертый не видит никакой угрозы в том, чтобы при переходе дороги отвлечься на пару секунд.

Отвлечь от дороги на 1 секунду, чтобы посмотреть в телефон не страшно? Но за 1 секунду при скорости 60 км/ч автомобиль проезжает 16 метров

- Многие не считают опасным короткий телефонный разговор или диалог с пассажиром, - говорит заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин. - Это распространенное, безосновательно самоуверенное заблуждение, которое может обернуться и, как мы видим, действительно оборачивается трагическими последствиями. Не трудно подсчитать, что за 1 секунду при скорости 60 км/ч автомобиль проезжает 16 метров. А это жизненно важное расстояние! Отвел взгляд чуть в сторону, сместил фокус внимания, и вот уже аварии не избежать. Во многих случаях именно так и происходят наезды на пешеходов. А ведь этот вид ДТП имеет наиболее тяжелые последствия, поскольку пешеход гораздо уязвимее автомобилиста - он ничем не защищен.

Как рассказал автоэксперт радио "Вести FM" Игорь Моржаретто, использование гаджетов за рулем распространено не только в России, но и во всем мире. И во всех странах пытаются что-то сделать с "болтунами" - с разным успехом. Первые запреты на использование телефонов за рулем появились в европейских странах еще в 1999 году, когда они стали массовыми и появились первые данные об авариях из-за отвлекшихся на разговор водителях. Так, по данным американских исследований, использование телефона за рулем повышает риск аварии в четыре раза, отправка sms - в шесть раз. Некоторые страховые компании полагают, что телефоны являются причиной 15-20% аварий на дорогах.

Еще в 2014 году по статистике Национального совета безопасности США в 27 процентах аварий мобильный телефон был указан как отвлекающий фактор. И, скорее всего, это заниженный процент, потому что многие предпочли такой фактор не указывать, так как за это в большинстве штатов предусмотрена ответственность.

В Германии в прошлом году эксперты журнала "AutoBild" провели тест. Сначала водитель ехал на автомобиле со скоростью 20 км/ч и при включении лампочки проводил аварийное торможение. Все это время за ним следили многочисленные приборы. Потом, ему нужно было при тех же условиях в движении написать под диктовку смс-сообщение. А потом он просто выпил водки до уровня 0,8 промилле в крови. И снова прошел тест. Так вот когда он тормозил трезвым и без гаджета скорость его реакции составляла 540 милисекунд. А когда писал смс - 730 мс. Примечательно, что в пьяном состоянии скорость его реакции была 680 мс. Эксперимент наглядно доказал, что тот, кто пишет смс за рулем - опаснее пьяного водителя.

По данным американских исследований, использование телефона за рулем повышает риск аварии в четыре раза, отправка sms - в шесть раз

Но вот беда. Пока никто в мире не придумал способов воздействия на любителей поболтать по телефону. Начальник ГУОБДД МВД РФ генерал лейтенант полиции Михаил Черников рассказывал, что во время одной из сессий Международной министерской конференции по вопросам безопасности дорожного движения, которая прошла в феврале в Стокгольме, участники делились опытом по этой теме. Говорили больше трех часов, но кроме того, что надо увеличивать штрафы для пользователей мобильных устройств и сделать наказание неотвратимым, новых предложений не было. Единственный способ победить эту проблему, сделать так, чтобы люди поняли, насколько это опасно.

Напомним, что раньше у нас большинство автомобилистов не пристегивалось. А теперь это редкий случай. Но добиться этого удалось не штрафами, а именно пропагандистскими мерами.

- В рамках социальной кампании "Внимание на дорогу" мы обращаем внимание всех граждан на риски отвлечения внимания от дорожного движения, - говорит Олег Понарьин. - В первую очередь это отвлечение на различного рода электронные устройства. На сегодняшний день это, пожалуй, самый распространенный отвлекающий объект. Человек буквально замыкается в мобильном телефоне и ничего вокруг себя не видит. Такое поведение характерно и для водителей, и для пешеходов. Второе - это отвлечение на разговоры со своими пассажирами. Третье - отвлечение на внешние раздражители (рекламу, звуки, поведение других участников дорожного движения). Что такое расстояние видимости, почему фокус внимания должен быть исключительно на дороге, почему дорога каждая секунда - мы находим пути донесения этой жизненно-важной информации в самой доступной форме для всех категорий участников дорожного движения, начиная с несовершеннолетних пешеходов и до самого старшего поколения водителей.

Как рассказал генеральный директор экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников, экспертные исследования показывают, что большинство пешеходов и водителей подвергают себя рискам на дороге каждый день из-за отсутствия концентрации на дороге и непонимания - насколько это опасно.

- Факторов отвлечения и рисков - множество, модели поведения пешеходов и водителей - самые разные, поэтому к каждой категории участников движения должен быть индивидуальный подход, - поясняет Вадим Мельников. - Социальная кампания продумывалась "ювелирно" с точки зрения того, как эффективно решать эту многогранную, многоуровневую задачу, учитывая все слагаемые.

Сейчас в Москве рассматривается возможность применения фотовидеофиксации для выявления таких нарушений, как пользование телефоном водителем во время движения. В Госдуме от различных депутатов звучат предложения увеличить штраф за это нарушение с 1,5 тысяч рублей до 5 тысяч. Но, как утверждает Игорь Моржаретто, даже очень большие штрафы в других странах эту проблему не решают. Вряд ли решит и у нас. Только осознание водителями всей опасности таких действий поможет исправить ситуацию. С школьной скамьи на уровне бессознательного рефлекса должно работать: переходишь дорогу - убери телефон. Сел за руль - телефон не трогаешь.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги